Два часа с писателем Ивановым
Попасть в конференц-зал областной библиотеки имени Менделеева в четверг вечером было крайне проблематично. Гостей на встречу с писателем Алексеем Ивановым (его в Тюмень пригласил магазин книг «Перспектива») пришло столько, что понадобился минимум десяток приставных стульев, и все же толпе у дверей не хватило места.
Стояли терпеливо, слушали, выкрикивали с галерки вопросы, которых накопилось огромное количество. Принесли явно прочитанные, потому что слегка распухшие тома книг: «Географ глобус пропил», «Псоглавцы», «Ебург» и так далее.
Надеялись на автограф-сессию - и не зря! Кто дождался в тесноте и духоте окончания встречи, тот получил автограф. ... Признаюсь, не читала ни одной книги Иванова. Но внезапно стала натыкаться на его имя не только в книжных магазинах.
С удивлением поняла, что он является сценаристом фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина, обнаружила, что телепроект «Хребет России», посвященный истории и культуре Урала, - это проект Леонида Парфенова и Алексея Иванова. Не говорю уже о фильме «Географ глобус пропил» по одноименному роману писателя, который получил множество наград. Ощущение было таким, словно неожиданно на литературных просторах страны возникло новое имя. Оказалось - не новое, оказалось, что известность не свалилась на Иванова сразу и вдруг.
Поэтому на первый же вопрос о том, что посоветует известный автор начинающим писателям, Алексей Викторович ответил так: - Главное, продолжайте пытаться, не бросайте это дело. Путь вы выбрали тернистый, что и говорить, но не отклоняйтесь от курса. Стать писателем Иванов решил, учась в классе шестом. Постоянно что-то сочинял, писал, хотел придумывать и рассказывать истории. Поэтому после окончания школы поступил на факультет журналистики Уральского университета, решив, что журналистика - самая близкая к писательству профессия.
Однако уже к третьей сессии понял, что совершил ошибку и журналистика ему не нужна, а потому на сессию попросту не пошел. Позже поступил на факультет искусствоведения и по образованию является культурологом. Считает, что это для писателя даже лучше, чем «быть писателем по диплому», потому что культурология как таковая дает больше представления о мире, в котором мы живем.
Впоследствии он поменял массу профессий: был сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавал в университете. Работал гидом, проводником в туристической фирме, которая занималась организацией походов по пермским рекам. Все это время Иванов писал книги. О том, что происходило в этих местах. Их не печатали. Он перепечатывал на старой пишущей машинке свои романы, но издательства возвращали рукописи с завидным упорством. После того, как едва ли не чудом в 1989 году вышел сборник его фантастических повестей «Корабли и галактика», издать ничего не удавалось.
- Мою фантастику критики разругали в пух и прах, - рассказывает Алексей Викторович. - Но она до сих пор переиздается и продается. Правда, переиздавать в дальнейшем я ее не планирую: уже доказал и себе, и всем, кому хотел, что она вполне хороша и имеет право на жизнь.
И вот в 2003 году неожиданно вышли сразу две книги Иванова: написанный в 1995 году роман «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы». Словно дала сбой некая система, в которой будущий известный автор обречен был писать в стол.
Обе книги заняли лидирующие позиции в списках продаж книжных магазинов и вызвали большой резонанс в литературных кругах. Иванов оказался создателем нового жанра, объединившего фэнтези и исторический роман.
Словом, вот так все и началось, когда писатель уже не ждал успеха. Сегодня Иванова читают, его книги неизменно попадают в первую десятку списков самой популярной современной отечественной литературы. Кстати, сам Иванов за тенденциями и модными веяниями сегодняшнего литературного мира не следит, а потому советует всем просто читать то, что высоко ценится критиками: совсем уж плохого те не посоветуют.
Сам же читает литературу, необходимую для работы, то есть, в основном историческую, краеведческую. Еще недавно его называли певцом Пермского края (он пытался избавиться от своего амплуа, временно взял даже псевдоним Алексей Маврин, издавая книгу «Псоглавцы»).
Теперь понятно, что Иванов хочет и готов работать с историей разных городов и регионов страны. - На Урале и в Тюменской области, к слову, ситуация с краеведческой литературой хорошая, - считает он.
- А есть множество городов, о которых мало что известно. Казань, например. Там пишут в основном об истории татар, а о самом городе - мало. Правда, на вопрос о том, не хотел бы он написать учебник по краеведению, Иванов отвечает, что учебники должны писать ученые. Он же готов и будет продолжать краеведческую работу в своем направлении.
Не знаю, как для других, но для меня после встречи Алексей Иванов перестал быть автором одной книги, по которой снято кино. Стало интересно, что под обложками и других его книг. Благо, что продают их везде и в любом формате, можно даже аудиокниги найти.
Чечета, О. Два часа с писателем Ивановым/Оксана Чечета//Тюменский курьер. - 2014. – 15 нояб. - С.3.