ГАУК ТОНБ
160 лет со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909), русского поэта
160 лет со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского (1855-1909), русского поэта
Иннокентий Анненский родился в Омске. В 1879 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В том же году он приступил к педагогической практике, которую не прекращал вплоть до самой смерти. Анненский преподает древние языки, античную литературу, русский язык и теорию словесности в гимназии Бычкова в Петербурге, читает лекции на Высших женских курсах (1890), работает директором Коллегии Павла Галагана в Киеве (1831-1833), 8-й мужской гимназии в Петербурге (1893-1896).
В Николаевской царскосельской гимназии (с 1896) Анненский решительно выступил в защиту старшеклассников, принявших участие в уличных шествиях 1905. За это вскоре он был удален с директорского поста (1906) и назначен инспектором Петербургского учебного округа. Выйдя в отставку, Анненский скоропостижно скончался от паралича сердца на ступенях Царскосельского вокзала.
Анненский начал выступать в печати в 80-е со статьями по филологии и педагогике. В 90-е он публикует рецензии, критические статьи о творчестве русских писателей и переводы трагедий Еврипида. В 1901 выходит первое художественное произведение Анненского - трагедия "Меланиппа-философ", далее появляются трагедии "Царь Иксион" (1902), "Лаодамия" (1904), вакхическая драма "Фамира-кифарэд" (после смерти) на сюжеты античной мифологии. В драматургии Анненский пытался осуществить принцип художественного миротворчества, ориентируясь на античную трагедию.
Философско-эстетические взгляды Анненского также уходят корнями в античность. Красота выступает у него главным критерием оценки жизни и искусства. В 1906 и 1909 Анненский выпускает два сборника литературно-критических работ -"Книги отражений". Для критики Анненского характерны импрессионистичность стиля, общекультурная эрудиция, утонченная ирония.
Как поэт Анненский становится известен после смерти. Посмертно выходит его второй сборник лирики "Кипарисовый ларец" (1910). В 1923 сын поэта В. Кривич издает сборник "И. Анненский. Посмертные стихи", куда вошли все стихи, не печатавшиеся ранее. Поэзия Анненского, по словам самого автора, выражает "боль городской души", которую "пытали Достоевским".
Анненскому чужда символическая поза поэта-индивидуалиста, хотя он и был внутренне близок символистам. Лирический герой Анненского - интеллигент рубежа веков, трагически переживающий бессилие изменить что-либо в современной действительности. Тоска, одиночество, тревога, муки "больной совести" создают основной тон поэзии Анненского. Зыбкость, текучесть поэтического пространства выражена в разных способах циклизации (трилистники, складни). Анненский пользуется широким диапазоном русской лексики (от церковной до диалектизмов). В поэтическом мире Анненского объединяются реальное и фантастическое, предметно-конкретное и отвлеченное.
Акмеисты считали Анненского своим духовным учителем. В идейном, стилевом, ритмическом отношении его поэзия предвосхищала творчество Ахматовой, Мандельштама, Пастернака. Ритмико-интонационные открытия Анненского ("Шарики детские", "Колокольчики", "Прерывистые строки") отразились на экспериментах Хлебникова и Маяковского.
Анненский известен также как переводчик стихов П. Верлена, Ш. Бодлера и др.