ГАУК ТОНБ
Восемь жизней "Конька-Горбунка"
0306. Библиотека в СМИ
Восемь жизней "Конька-Горбунка"
36 книжных иллюстраций девяти российских иллюстраторов к знаменитой книге тоболяка Петра Ершова "Конек-Горбунок" выставлены в Тюменской областной научной библиотеке.
36 книжных иллюстраций девяти российских иллюстраторов к знаменитой книге тоболяка Петра Ершова «Конек-Горбунок» выставлены в Тюменской областной научной библиотеке.
Выставка, представленная в год юбилея тобольского сказочника и в Год литературы, прежде всего обращается к школьникам, однако и давно вышедшие из детского возраста журналисты тюменских изданий надолго задерживались перед иллюстрациями со знакомыми сюжетами.
По словам ведущего специалиста научной библиотеки по библиотечно-выставочной работе Натальи Богдановой, всего в фондах находится 42 издания знаменитой сказки о волшебном коньке, вышедшие в период с середины прошлого века и до наших дней.
На выставке решили представить иллюстрации из восьми книг (одну из представленных книг иллюстрировали два художника). Выбирали наиболее интересные стили и наиболее масштабных иллюстраторов, обладающих ярким, индивидуальным авторским видением. Так, одни из самых ранних из представленных иллюстраций художника-графика Николая Розенфельда, открывающие красочный ряд, схематичны, грубоваты, сделанные с нарочитым пренебрежением к анатомии, однако обладающие большим юмором и простой энергией.
Совершенно другие иллюстрации Владимира Немова, талантливого представителя знаменитой Мастерской школы лаковой миниатюры. В этих работах проглядывают традиции русской живописи, близкие к иконописи – своеобразные лица, позы, жесты, узнаваемые кудрявые облачка и завитки пара, поднимающийся над чаном с кипятком, куда направляется сказочный царь.
Сказка с иллюстрациями Владимира Милошевского переиздавалась чаще всего. Его работы кажутся ближе всего к реальности, главный герой выглядит простым рабочим парнем, а конек – обычной лошадкой, только маленькой. Одни из самых нарядных иллюстраций принадлежат Игорю Егунову и Анатолию Елисееву. У Егунова это детальнейшая, красочная, многоцветная реальность сказки.
Такие иллюстрации помогают полностью погрузиться в предложенную историю, поскольку достаточно для этого подробны. У Елисеева чуть менее детально прописанная реальность сказки тем не менее поражает масштабностью взгляда художника: его наивный, глуповатый Иванушка с крохой-коньком на одном из листов предстает перед зрителями на фоне многоплановой перспективы с лесами и долами, где плачет у коровки Хаврошечка, где богатырь стоит на распутье у заветного камня, где машет лапами водяной из болотца у дороги, пугая путника, и так далее. На другом его листе царь в игривом исподнем в сердечко с крохотными смешными ножками в тапочках шагает в кипящий котел на лазах у всего честного народа, гроздьями повисшего кто в окнах, кто на деревьях.
Словом, каждый художник создает не только непохожие на другие образы знакомых героев, но и сказочный мир вокруг них, как будто «Конек-Горбунок» всякий раз стараниями иллюстраторов проживает новую жизнь. Листы иллюстраций, отсканированных и специально обработанных к выставке, вставлены в рамки под стекло на втором этаже библиотеки.
Книги с этими и другими иллюстрациями читателям готовы выдать в читальных залах. Однако некоторые издания, такие как сказки в шелковой обложке с золотым тиснением и обрезом с иллюстрациями Егунова (изд-во «Эксмо», 2011 год) можно будет увидеть и полистать только в отделе редкой книги. Нужен только читательский билет.
Выставка иллюстраций к «Коньку-Горбунку» будет открыта в областной библиотеке еще два месяца.
Панкина, Т. Восемь жизней «Конька-Горбунка» [Электронный ресурс] / Татьяна Панкина. - Режим доступа http://www.vsluh.ru/news/culture/291210