135 лет со дня рождения Андрея Белого (1880-1934), поэта, писателя 26.10.2015

135 лет со дня рождения Андрея Белого (1880-1934), поэта, писателя

Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье профессора, известного математика. Учился на естественном отделении физико-ма­тематического факультета Московского университета. Пред­ставитель «младшего» поколения символистов, он был од­ним из самых активных и последовательных сторонников символизма, который понимался им шире, чем обычная лите­ратурная школа или течение. Вместе с В. Брюсовым Андрей Белый стал одним из создателей теории символизма в Рос­сии. Поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева, Белый воспринимал его мистические пророчества о надвигающем­ся конце всемирной истории как откровение, а фигура фило­софа — неуспокоенного, ищущего — служила в глазах Белого образцом искателя новых путей жизненного устройства.

Одной из основных проблем деятельности и творчества Белого была проблема «преображения жизни», «пересозда­ния действительности», что должно было осуществиться в процессе нового — символического миросозерцания и но­вой культуры. Основываясь на идеалистической неоканти­анской философии, он в своих статьях и литературно-кри­тических выступлениях развивал идею религиозного содер­жания искусства, постижения запредельного, утверждал пре­восходство интуиции над логикой, необходимость подчине­ния искусства слова законам музыки. Ярким практическим воплощением этих идей стали первые книги Белого: вышед­шая в свет в 1902 г., написанная ритмической прозой «Дра­матическая симфония» и сборник стихов 1904 г. «Золото в лазури», в которых он выступил вполне зрелым и самосто­ятельным поэтом.

«Пророчества» Белого приобретают ярко выраженный апокалипсический характер. Во многом именно от него берет начало традиция библейской символики в поэзии символистов. Эсхатологический характер ранней лирики Белого проявил себя и в символике излюбленного белого цвета — цвета апокалипсиса. Псевдоним Андрей Белый, белые камни, белый венок из фиалок, белые розы, белая метель, белый хитон, снежно-льняные одежды Христа — все это определенным образом характеризует лирику Белого. В стихотворении «Не тот» (1903) Христос, предстающий перед взором поэта, провозглашает: «...белизною моей успо­кою ваш огненный грех».

События января 1905 г. потрясли поэта. Осенью того же года в статье «Луг зеленый» (Весы, № 8) он писал: «В тя­желые для России январские дни мне пришлось пережи­вать в Петербурге весь ужас событий. Что-то, доселе спав­шее, всколыхнулось. Почва зашаталась под ногами». В ду­ховном развитии Белого начинается новый период. «Арго­навт», мистик, автор одного из самых зашифрованных в рус­ской поэзии сборников стихов, Белый оказался в гуще со­бытий, повлиявших на углубление и обострение противо­речий в его сознании.

Мотив страдания, образ страдающего поэта, одушевлен­ного страданиями родины, России, и сопричастного ей, — ведущий в «Пепле» и «Урне». Белый увидел Россию такой, какой ее не видели поэты со времен Некрасова.

Белый назвал «Пепел» «книгой самосожжения и смер­ти» (отсюда символика заглавия: «Пепел» — останки сго­ревшей души поэта).

После 1909 г. Белый почти не пишет стихов. Он обраща­ется к прозе: печатает романы «Серебряный голубь» и «Пе­тербург»; в последнем стихийный и мощный протест про­тив буржуазной государственности и капиталистической ци­вилизации причудливо и неразрешимо совмещается с пред­ставлением о революции как о силе мистической и разру­шительной. Много времени он посвящает критической и критико-публицистической деятельности, направленной на новое объединение символистов вокруг издательства «Мусагет». Потерпев крах в этой попытке, он с головой уходит в увлечение антропософией — «наукой тайного знания».

Возвращается к стихам Белый только в 1916—1917 гг. Он приветствует революцию — как проявление надисторических сил. Основной темой его стихов становится Россия, стоящая в центре мирового революционного циклона.

В послереволюционные годы Белый выпускает ряд поэтических сборников; кроме того, им созданы значитель­ные прозаические произведения: романы «Москва», «Моск­ва под ударом», мемуары «В начале века», «Меж двух рево­люций». Много времени он уделял и общественно-публи­цистической деятельности. 


Возврат к списку




  Пушкинская карта
  Министерство культуры Российской Федерации
  Правительство Тюменской области
  Культура. Национальные проекты России
  Бесплатная юридическая помощь гражданам
  Культура. Гранты России
  Волонтеры культуры
  Литературные встречи
  ЛитРес – мегамаркет электронных книг
  Официальный интернет-портал правовой информации
  Результаты независимой оценки качества
  Виртуальная экскурсия
  Polpred.com Обзор СМИ. Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
  Российская Государственная библиотека Российская Национальная библиотека
  Территория здоровья Ты сильнее
  Виртуальная справочная служба Президентская библиотека
  Культура.РФ Достояние республики
  ТОНБ в Контакте Консультации библиографа по Skype ТОНБ в Одноклассниках

Календарь событий


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1