«Первые книжки, который малыш прочтет сам»: рекомендации книг

 «Первые книжки, который малыш прочтет сам»: рекомендации книг

«Первые книжки, который малыш прочтет сам»: рекомендации книг

Когда малыш начнет читать сам? О чем должна быть первая книжка? Нужна ли в тексте разбивка на слоги? Какими должны быть картинки и шрифт? Этими и другими вопросами задаются родители будущих читателей. О том, с какого возраста и как можно читать с малышом, вы можете прочитать в опубликованной ранее на нашем сайте статье «Малыш – читатель?» в рубрике «Читаем вместе».

Читательские способности и интерес зависят от множества факторов: среды, наследственности, склонностей, типа работы нервной системы. Главное, что поможет подружить малыша с книгой, – это «читающая среда» вокруг него. Об этом подробнее можно прочитать в увлекательнейшем бестселлере Джейсона Буга «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой».

Существуют издания для самых маленьких – с 6 месяцев и раньше: специальные книжки для купания, книжки-погрызушки, книги-погремушки, их вполне можно отнести к литературе для «самостоятельного чтения». Этот процесс, конечно, будет отличаться от общепризнанного «чтения», но так закладывается навык взаимодействия с книгой, привычка получать от нее приятные впечатления.

Полноценные книги для первого самостоятельного чтения ребенку нужно предлагать с 5 лет, а к 6 годам они обязательно должны присутствовать в его жизни – хотя бы потому, что образовательные программы в детском саду к этому возрасту уже включают элементы чтения. Так какие же книги им предложить? Самое главное – интересные! Увлекательное содержание – ведущая мотивация для малыша прилагать усилия. Первые книги надо подбирать в соответствии с интересами ребенка – кто-то увлечен динозаврами, кому-то будет интересно читать про единорогов, про машины или про космос. В идеале ребенок должен выбрать ее сам – в библиотеке или книжном магазине.

При выборе книг для первого чтения обращаем внимание на шрифт. Лучше, когда текст однотонный – это помогает концентрации внимания, и психика ребенка меньше устает. Предпочтительнее шрифт темных цветов на светлом фоне.

Картинки нужны обязательно: красивые, интригующие, возбуждающие интерес, желание узнать, что же тут происходит. Соотношение текста и иллюстраций – 50 на 50 или 30 процентов текста, а остальное – картинки. Хорошо, если книга будет нетолстой, чтобы ребенок смог прочесть ее за один раз – малышам приятно погордиться: «Я целую книгу прочел!». Страницы – не слишком тонкие, приятные на ощупь. По формату для детей наиболее удобны книги между размером А4 и А5, они входят в рюкзаки, их удобно держать в руках.

Полюбить самостоятельное чтение детям помогают книжные сериалы: от 2 до 5 книг про одних и тех же героев, обычно они так и называются: «Приключения … ». Браться за новую книгу про уже знакомых персонажей комфортно для психики – не придется тратить лишнюю энергию на узнавание характеров.

Много спорят, делить ли слова на слоги в первых текстах. Поэкспериментируйте со своим ребенком – как ему будет удобнее? Психологи говорят, что проще приучать ребенка читать сразу полные слова. Переносы и ударения лишь вносят путаницу, загромождают текст и усложняют процесс узнавания.

Самое главное при формировании чтения – это приятные впечатления и интерес. Если книга будет дарить ребенку положительные эмоции, они обязательно подружатся.

Предлагаем вам книжные серии от разных издательств для начинающих читать:

· Издательство «Малыш», серия «Читаем сами без мамы»

· Издательство «Клевер Медиа Групп», серия «Котенок Шмяк»

· Издательство «Росмэн», серия «Начни читать»

· Издательство «Розовый жираф», серии «Пип и его друзья» и «Пип дома»

Подробнее о форматах книг данных серий читайте в рубрике сайта «В помощь родителям».

Все эти книги есть в нашей библиотеке, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Тульская, 4/3, филиал ГАУК ТОНБ «Детская библиотека имени Константина Яковлевича Лагунова». Предварительный заказ можно сделать на сайте: http://db.tonb.ru/order или по телефону (3452) 35-98-42.

12+

 

М. А. Расина, библиотекарь I категории

зала для руководителей детского чтения