Мастер-класс «Тюменский ковер»

Мастер-класс «Тюменский ковер»

Ковёр – это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, которое используют для покрытия полов, стен, столов, диванов и других поверхностей в помещении в декоративных и прикладных целях. А еще это одно из древнейших изобретений человечества для украшения и утепления любого дома.

Орнамент сибирских изделий своеобразен и узнаваем. В центре ковра – изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника, настолько крупное, что оставляет для каймы лишь небольшую часть. Для фона использовался черный цвет, ведущими расцветками в колорите были красный и зелёный и их оттенки.

Современная Тюменская область – один из старейших регионов российского ковроткачества. По мнению историков, производство ковров в нашем регионе берет начало в XVI веке после переселения русских из других регионов страны. К первой половине XVIII века ковроткачество становится самым распространенным среди крестьянских ремесел и промыслов Тюменского уезда. Ковры уже тогда были настолько знамениты, что назывались «тюменскими». Во второй половине XIX века сибирский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета.

В XX веке ковровые артели (а позже – фабрики) были организованы не только в самой Тюмени, но и в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске. Центрами ковроткачества были и многие деревни и села Омутинского, Исетского, Голышмановского, Упоровского, Армизонского и Бердюжского районов области.

Во времена расцвета ковроткачества на Ишимской ковровой фабрике трудились более 700 мастеров-ковроделов. Фабрика на протяжении пяти лет – с 1989 по 1993 гг. – выполняла госзаказ: красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля. В 1998 году предприятие обанкротилось. Последние ковры со склада передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве местных ковроделов.

В 2001 году на базе Ишимской ковровой фабрики была организована «Сибирская ковровая фабрика», ей удалось сохранить коллектив опытных потомственных мастериц-ковровщиц. Сегодня это единственное предприятие, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного ковроткачества. Она позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит и без швов (в длину изделие может достигать 60 метров), и использовать в ковре до 100 цветов пряжи (в машинном ковроткачестве – не более 12 цветов). Все ковры выполняются только вручную. Это влияет и на цену готового изделия: тюменские ковры ручной работы сегодня могут считаться символом достатка и благополучия.

Список литературы из фондов ТОНБ по теме:

1.                 Гордеева, Наталья. Вариации на тему сибирского гобелена / Н. Гордеева // Сибирское богатство. – 2009. – № 4. – С. 50–55.

2.                 Горынина, Полина. Тепло тюменского ковра / П. Горынина // Тюменский курьер. – 2012. – 31 мая. – С. 6. О тюменской ткачихе Ольге Козловской.

3.                 Давыдов, Исай. Тюменские ковровщицы / И. Давыдов. – Тюмень : Книжное издательство, 1956. – 32 с. : ил.

4.                 Козловская, О. Музыка ткачества : [интервью с преподавателем ТГАКИСТ] / О. Козловская ; взяла Л. Киселева // Тюменские известия. – 2011. – 2 авг. – С. 5.

5.                 Манерова, Е. Ю. Ковры Зауралья и Тюмени. История. Традиции. Технология // Национальная Ассоциация Ученых. – 2016. – № 3–2. – С. 43–47.

6.                 Манерова, Е. Ю. Урало-Сибирское ковроделие как вид национального наследия // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. – 2018. – С. 125.

7.                 Марикова, Л. Жизни цветок на ярком ковре / Л. Марикова // Сибирское богатство. – 2013. – № 1. – С. 60–65. Крылова, Татьяна (художник Сибирской ковровой фабрики).

8.                 Пермякова, И. Бесценные ковры / И. Пермякова // Читаем Вслух. – 2014. – № 9. – С. 28.

9.                 Сезёва, Н. И. Преемственность традиционных народных орнаментальных мотивов в ассортименте ковровых артелей и фабрик Тюменской области. ХХ век // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6.

10.            Сезёва, Н. И. Тюменский ковер. Традиции и современность : альбом / Н. И. Сезева. – Тюмень : Титул, 2012. – 223 с. : ил.

11.            Сезёва, Н. И. Тюменский народный ковер в трудах отечественных исследователей второй половины XIX – начала XX вв. // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4.

12.            Сезёва, Н. Тюменский ковер: традиции и современность / Н. Сезева / Родина. – 2010. – № 9. – С. 143–145.

13.            Тюменский ковер. Традиции и современность. Галерея традиционных промыслов и ремесел [Электронный ресурс] / Комитет по культуре Тюм. обл., Центр прикладного творчества и ремесел ; авт. текста Н. И. Сезева. – Тюмень : Да Вижн, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

14.            Сезёва, Н. И. Роль кружка Высоцкого в развитии тюменского коврового промысла второй половины XIX века / Н. И. Сезева // Вторые Чукмалдинские чтения: книга как памятник культуры : тез. науч.-практ. конф. (Тюмень, 23–24 нояб. 2011 г.) / Тюм. гос. ун-т. Информ.-библиотеч. центр. – Тюмень, 2011. – С. 80–11.

15.            Сезёва, Наталья Ивановна. Ковры России. Тюменский ковер : альбом / Н. И. Сезева. – Москва : Интербук-бизнес, 2009. – 160 с. – (Шедевры народного искусства России).

16.            Сезева, Н. И. Происхождение тюменского народного ковра. Бухарская гипотеза // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4–1.

17.            Словцова, П. С. А. Давыдова – крупнейшая исследовательница традиционного тюменского народного ковра. Конец XIX – начало XX в. // Культурное наследие Сибири. – 2007. – Т. 8. – С. 18.

18.            Чудо рождения ковра. Традиционные технологии ковроткачества в Тюменской области. Конец XX – начало XXI века : электронный каталог / Департамент культуры Тюменской области, Центр прикладного творчества и ремесел ; авт.-сост. Н. Сезёва. – [Б. м. : б. и.], [2014]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. : ил.