Культурное наследие Тюменской области


Культурное наследие Тюменской области 06.06.2022

Культурное наследие Тюменской области

2022-й год в нашей стране объявлен Годом культурного наследия народов России. Россия всегда была многонациональной страной, сегодня в ее регионах проживает более 190 разных народов и этносов. У каждого из них годами складывались свои языки и культура, творчество и промыслы, уникальные традиции и обычаи.

В наше время все большее внимание уделяется этнокультурной самобытности, возрождаются традиционные ремесла и промыслы, воскрешается народное искусство. Сегодня в тренде – изделия, сделанные своими руками, индивидуальные заказы, эксклюзивное авторское исполнение.

В Тюменской области столетиями складывались особые условия для формирования народных промыслов и ремёсел. Географическое расположение Тюмени на пересечении древних караванных путей и Великой Сибирской водной магистрали делало ее центром торговли, связывающим рынки Запада и Востока. В ярмарочные дни выбор товаров был большим: наряду с русскими изделиями – не только местными, но и арзамасскими, ярославскими, костромскими, владимирскими и т. д. – можно было купить восточные: татарские, бухарские, китайские, самаркандские и др.

Тесные торговые и бытовые контакты русских переселенцев из Московского государства с коренными жителями местности татарами и бухарцами привели к взаимовлиянию и обогащению культурных традиций этих этносов в Тюменской области. Так появились ремесла и промыслы с уникальным характером и особенностями: получили развитие резьба и роспись по дереву, иконописание, вышивка, ткачество, ковроделие, литье, ковка, ажурная просечка металла, керамическое производство и др. Некоторые из них актуальны и сейчас.

Сегодня в Тюменской области не просто сохранились, но и стали региональными туристическими брендами такие народные ремесла, как ковроткачество, домовая роспись и косторезный промысел.

Ручное ковроткачество

Ковёр – это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, одно из древнейших изобретений человечества для украшения и утепления любого дома.

Орнамент сибирских изделий своеобразен и узнаваем. В центре ковра – изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника, настолько крупное, что оставляет для каймы лишь небольшую часть. Для фона использовался черный цвет, ведущими расцветками в колорите были красный и зелёный и их оттенки.

Современная Тюменская область – один из старейших регионов российского ковроткачества. По мнению историков, производство ковров в нашем регионе берет начало в XVI веке после переселения русских из других регионов страны. К первой половине XVIII века ковроткачество становится самым распространенным среди крестьянских ремесел и промыслов Тюменского уезда. Ковры уже тогда были настолько знамениты, что назывались «тюменскими». Во второй половине XIX века сибирский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета.

В XX веке ковровые артели (а позже – фабрики) были организованы не только в самой Тюмени, но и в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске. Центрами ковроткачества были и многие деревни и села Омутинского, Исетского, Голышмановского, Упоровского, Армизонского и Бердюжского районов области.

Во времена расцвета ковроткачества на Ишимской ковровой фабрике трудились более 700 мастеров-ковроделов. Фабрика на протяжении пяти лет – с 1989 по 1993 гг. – выполняла госзаказ: красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля. В 1998 году предприятие обанкротилось. Последние ковры со склада передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве местных ковроделов.

В 2001 году на базе Ишимской ковровой фабрики была организована «Сибирская ковровая фабрика», ей удалось сохранить коллектив опытных потомственных мастериц-ковровщиц. Сегодня это единственное предприятие, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного ковроткачества. Она позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит и без швов (в длину изделие может достигать 60 метров), и использовать в ковре до 100 цветов пряжи (в машинном ковроткачестве – не более 12 цветов). Все ковровые изделия выполняются только вручную. Это влияет и на цену: тюменские ковры ручной работы сегодня могут считаться символом достатка и благополучия.


Тюменская народная домовая роспись

Тюменская народная домовая роспись в сельской местности нашей области распространилась в XVIII веке. Это время отличалось частыми неурожаями, крестьяне беднели и развивали ремесла как дополнительный заработок. Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян было кармацкое красильное дело (по названию реки Кармак, на которой располагались деревни ремесленников).

Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища появился на рубеже XVIII–XIX вв. Родиной тюменской домовой росписи считают селения бывшей Гилево-Кармацкой и Успенской волостей Тюменского уезда Тобольской губернии. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки (деревянные бруски с рукояткой для валяния шерсти, обмолота и т. п., а также для выколачивания белья), трепала (орудия для трепания волокна), сечки (тяпки) для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья).

Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание.

Спад красильного дела в нашем крае к 1914 году был связан с начавшейся войной и изменением вкусов сельского населения. Дома стали штукатурить, оклеивать стены обоями или белить. Росписи постепенно исчезли.

Особенность тюменской росписи в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» – темная, на «носик» – светлая. Делается «растяжка» – краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга. Все, что необходимо для того, чтобы попробовать себя в росписи, – плоская косая кисть и масляные краски двух контрастных цветов. Но чтобы постичь роспись как искусство, потребуется немало труда и упорства: опытные мастера говорят, что для освоения одной запятой нужны часы тренировок и практики.

Домовая роспись раскрывает глубокую содержательность народного искусства и является достоянием народа и культурным наследием региона. Современные тюменские художники проводят большую работу по сохранению и возрождению тюменской росписи. Для поддержки мастеров и народных умельцев, развития художественных промыслов был создан Тюменский дом ремесел.


Косторезное производство

Косторезное искусство – древнейшее ремесло, которое использовали многие народы мира. Центром резьбы по кости в Тюменской области был Тобольск, где с XVII в. резали из кости вещи, а затем – круглую скульптуру. Искусство объёмной резьбы русские отчасти восприняли от местных коренных народов – хантов, манси, ненцев, селькупов и др. Умельцы создавали из кости броши, браслеты, гребни, украшения для оружия. Также мастера вырезали из костей кружево для оклейки коробов, ящиков, комодов, делали шкатулки, крестики, ножи и даже портреты.

После Северной войны в Тобольск сослали плененных шведов, с этого времени начался новый этап в развитии косторезного промысла. Изделия шведско-тобольских умельцев пользовались спросом не только в Тобольске, но и по всей России.

В 70-е годы XIX века производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос. В 1872 году губернский землемер И. Е. Овешков открыл в городе косторезную мастерскую. Вначале она имела любительский характер, но после получения похвальных отзывов на различных выставках в 1874 году дело было поставлено на коммерческую основу. Значение овешковской косторезной мастерской в истории Тобольского косторезного промысла очень велико. В ней прошли первую школу резьбы по кости все лучшие мастера, работавшие в дореволюционное время: Порфирий Терентьев, Василий Денисов, Терентий Песков, Иван Венгерский и другие.

Особое место в тобольском творчестве занимают миниатюрные скульптуры, чаще всего изготовленные из обработанных по специальным технологиям костей или бивней мамонта, бизона, рогов оленя, зубов кашалота. С лиризмом и декоративным мастерством они изображают бытовые сценки из жизни северных народов, их повседневность и труд: в миниатюрах запечатлены остяк-охотник, поездки на оленях и собаках, рыболовный промысел и сцены у чума.

В 60-е годы XX века меняется традиционный подход к поделочному материалу. Для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

В 1960 году была создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов. В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов.

За последние десятилетия изделия Тобольской фабрики были представлены на многочисленных международных и национальных выставках. В апреле 2019 года к 90-летию фабрики открылся Музей истории ТФХКИ. Коллекция музея включает уникальные экспонаты от доисторических времён до XXI века. В экспозиционных витринах размещены фотографии художников, которые наполнены событиями, яркими воспоминаниями, а также лучшие произведения резчиков фабрики нескольких поколений, их рисунки и эскизы, всё разнообразие видов кости, включая палеонтологические находки, рабочие инструменты, высокие награды и многое-многое другое.

 

Подробнее об этих и других промыслах можно узнать из изданий, имеющихся в фонде Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Ивановича Менделеева.

 

Список рекомендуемой литературы

Ковроткачество

1.                Гордеева, Наталья. Вариации на тему сибирского гобелена / Н. Гордеева // Сибирское богатство. – 2009. – № 4. – С. 50–55.

2.                Горынина, Полина. Тепло тюменского ковра / П. Горынина // Тюменский курьер. – 2012. – 31 мая. – С. 6. О тюменской ткачихе Ольге Козловской.

3.                Давыдов, Исай. Тюменские ковровщицы / И. Давыдов. – Тюмень : Книжное издательство, 1956. – 32 с. : ил.

4.                Козловская, О. Музыка ткачества : [интервью с преподавателем ТГАКИСТ] / О. Козловская ; взяла Л. Киселева // Тюменские известия. – 2011. – 2 авг. – С. 5.

5.                Манерова, Е. Ю. Ковры Зауралья и Тюмени. История. Традиции. Технология // Национальная Ассоциация Ученых. – 2016. – № 3–2. – С. 43–47.

6.                Манерова, Е. Ю. Урало-Сибирское ковроделие как вид национального наследия // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. – 2018. – С. 125.

7.                Марикова, Л. Жизни цветок на ярком ковре / Л. Марикова // Сибирское богатство. – 2013. – № 1. – С. 60–65. Крылова, Татьяна (художник Сибирской ковровой фабрики).

8.                Пермякова, И. Бесценные ковры / И. Пермякова // Читаем Вслух. – 2014. – № 9. – С. 28.

9.                Сезёва, Н. И. Преемственность традиционных народных орнаментальных мотивов в ассортименте ковровых артелей и фабрик Тюменской области. ХХ век // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6.

10.           Сезёва, Н. И. Тюменский ковер. Традиции и современность : альбом / Н. И. Сезева. – Тюмень : Титул, 2012. – 223 с. : ил.

11.           Сезёва, Н. И. Тюменский народный ковер в трудах отечественных исследователей второй половины XIX – начала XX вв. // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4.

12.           Сезёва, Н. Тюменский ковер: традиции и современность / Н. Сезева / Родина. – 2010. – № 9. – С. 143–145.

13.           Тюменский ковер. Традиции и современность. Галерея традиционных промыслов и ремесел [Электронный ресурс] / Комитет по культуре Тюм. обл., Центр прикладного творчества и ремесел ; авт. текста Н. И. Сезева. – Тюмень : Да Вижн, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

14.           Сезёва, Н. И. Роль кружка Высоцкого в развитии тюменского коврового промысла второй половины XIX века / Н. И. Сезева // Вторые Чукмалдинские чтения: книга как памятник культуры : тез. науч.-практ. конф. (Тюмень, 23–24 нояб. 2011 г.) / Тюм. гос. ун-т. Информ.-библиотеч. центр. – Тюмень, 2011. – С. 80–11.

15.           Сезёва, Наталья Ивановна. Ковры России. Тюменский ковер : альбом / Н. И. Сезева. – Москва : Интербук-бизнес, 2009. – 160 с. – (Шедевры народного искусства России).

16.           Сезева, Н. И. Происхождение тюменского народного ковра. Бухарская гипотеза // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4–1.

17.           Словцова, П. С. А. Давыдова – крупнейшая исследовательница традиционного тюменского народного ковра. Конец XIX – начало XX в. // Культурное наследие Сибири. – 2007. – Т. 8. – С. 18.

18.           Чудо рождения ковра. Традиционные технологии ковроткачества в Тюменской области. Конец XX – начало XXI века : электронный каталог / Департамент культуры Тюменской области, Центр прикладного творчества и ремесел ; авт.-сост. Н. Сезёва. – [Б. м. : б. и.], [2014]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. : ил.

 

Косторезное искусство

1.                Борисенко, Людмила. Поцелованный Богом / Л. Борисенко // Град Тобольск. – 2016. – № 1. – С. 34. Кривошеин, Геннадий Георгиевич (тобольский косторез ; 28.11.1935–1993).

2.                Ботов, Владимир. Владимир Якушев: «Тобольская косторезная фабрика – это наш брэнд!» / В. Ботов // Сибирское богатство. – 2008. – № 5. – С. 31–33.

3.                Валов, Александр Александрович. Тобольская резная кость : [Изоматериал] = Art of Ivory – carving in Tobolsk : [фотоальбом] / А. А. Валов. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. – 191, [9] с. : портр., факс., фот.

4.                Вера Обрядова / Управление культуры тюменского облисполкома, Тюменская организация Союза художников РСФСР, Областная картинная галерея. – Пермь : Книжная типография № 2, 1979. – 8 с.

5.                Виталий Андреевич Русаев / С. Ивенский ; Тюмен. обл. картинная галерея. – Тюмень : [б. и.], 1979. – 8 с.

6.                Воинский, Тодор. Объем, ажур и душевное тепло / Т. Воинский // Тюменская правда. – 2009. – 24 нояб. Ластовская, Зинаида (Мастер косторезного художественного промысла).

7.                Воинский, Тодор. Северное ремесло освоила тюменская мастерица / Т. Воинский // Аргументы и факты в Западной Сибири. – 2012. – Март (№ 10). – С. 18.

8.                Геннадий Григорьевич Кривошеин / Автор текста Н. А. Черепанова ; Упр-е культуры Тюм. обл. исполкома. Тюм. обл. картинная галерея. – Тюмень : [б. и.], 1975. – 9 с., 7 л. ил.

9.                ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий» : [альбом] / автор предисловия Федор Нейковчен. – Тюмень : Технология Пресс, 2010. – 89 с. : фот.

10.           Калинина, Кира. Волшебница-зима / К. Калинина // Тюменская правда. – 2014. – 11 января. – С. 11. Выставка художественных промыслов Тюмени.

11.           Кугаевский, А. Тобольские косторезы / А. Кугаевский ; взял В. Михайлов // Тюменская правда. – 1999. – 11 августа.

12.           Северная резная кость : [альбом] / [авт. текста и сост. ил. Н. И. Вышар и др. ; отв. ред. Н. И. Вышар, Гос. ист. музей, Нац. худож. музей Респ. Саха (Якутия), Гос. музей искусства народов Востока]. – Москва : Интербук-бизнес, 2003. – 175 с. : ил. – (Шедевры народного искусства России). Тобольская резьба.

13.           Субботина, Вера. Тобольский косторезный промысел: вчера, сегодня и всегда / В. Субботина  // Лик. – 2013. – № 5. – С. 106–121. (Тобольску – 425 лет: прил.).

14.           Тобольская резная кость в собрании Тюменского областного музея изобразительных искусств [Изоматериал] : репродукции / Тюм. обл. музей изобразительных искусств. – Тюмень : [б. и.], 2006. – 1 л.

15.           Тобольская резная кость из собрания Сургутского краеведческого музея и частных коллекций : [Изоматериал] = Tobolsk Bone Carvings from the Surgut Museum of Regional Studies and from private collections : [альбом]. – Москва : Галарт, 1996. – 67, [2] с. : карты, фот.

16.           Тобольская фабрика художественных косторезных изделий // Град Тобольск : [Изоматериал] : путеводитель / фот. А. С. Аксенов. – Тюмень : Белый пароход, [2011]. – С. 8-9.

17.           Тобольский косторез Минсалим Тимергазеев : альбом. – Тобольск : Возрождение Тобольска, 2004. – 67 с. : цв. ил.

18.           Черниева, Зинаида. Традиции и эксперименты / З. Черниева // Тюменская правда. – 2015. – 19 ноября. – С. 20. Ластовская, Зинаида (Мастер косторезного художественного промысла).

19.           Швецова, Елена. Легендарный тобольский промысел / Е. Швецова // Тобольск и вся Сибирь : альманах / [ред. совет: Ю. С. Осипов (председатель) и др.]. – Тобольск : Обществ. благотвор. фонд «Возрождение Тобольска», 2012. – № 18: 425 лет Тобольску. – С. 320–338.

 

Домовая роспись

1.                Бадаев, Вячеслав Семенович. Искусство русской кистевой росписи : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050602.65 (030800) – изобразительное искусство / В. С. Бадаев. – Москва : Владос, 2013. – 70, [1] с. : ил. ; 22 см. – (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное искусство). Глава «Урало-сибирская роспись».

2.                Кутырева, Наталья. И в снег цветут ромашки в Калиновке / Н. Кутырева  // Тюменская область сегодня. – 2014. – 30 октября. – С. 9.

3.                Ленковская, Елена. Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым / Елена Ленковская. – Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. – 249, [6] с. : ил.

4.                Плюснина, Ульяна. Забытая роспись / У. Плюснина // Аргументы и факты в Западной Сибири. – 2014. – 24–30 сент. (№ 39). – С. 13.

5.                Сополева, Варвара. Краски на все случаи жизни / В. Сополева // Тюменский курьер. – 2014. – 4 февр. – С. 3.

6.                Терехова, Ю. Г. Домовые росписи Ишимского района / Ю. Г. Терехова // Коркина слобода : краеведческий альманах Российского Приишимья / гл. ред. Г. А. Крамор. – Ишим : Культурный центр П. П. Ершова, 2010. – Вып. 11. – С. 196–200.

 

Общее

1.                Иванова, Лариса Валентиновна. Русские художественные промыслы Зауралья XIX – начала XXI вв. в контексте социокультурной динамики региона : монография / Иванова Лариса Валентиновна. – Тюмень : Печатник, 2015. – 502 с. : ил.

2.                Тюменские ремесла : сборник / Ком. по культуре администрации г. Тюмени ; сост. Н. Федорова ; авт. текста А.  Новопашин. – Тюмень : Тюмень, 1992. – 32 с.

3.                Художественные ремесла и рукоделия России : библиографический путеводитель / Рос. гос. б-ка. Науч.-исслед. отд. библиогр. ; сост.: И. В. Еремина, С. И. Коровицына. – Москва : Пашков дом, 2008. – 390, [1] с.

4.                75 лет вместе. Художники Тюмени : альбом-каталог / автор статьи Т. И. Борко ; Департамент культуры Тюменской области, Тюменское региональное отделение, Тюменское музейно-просветительское объединение ; составитель альбома-каталога А. С. Новик. – Тюмень : [б. и.], 2019. – 303 с. : ил.