ГАУК ТОНБ
125 лет со дня рождения поэтессы Веры Михайловны ИНБЕР (1890-1972)
125 лет со дня рождения поэтессы Веры Михайловны ИНБЕР (1890-1972)
Вера Михайловна Инбер родилась 28 июня (10 июля) 1890 в Одессе. Окончив гимназию, училась на историко-филологическом факультете одесских Высших женских курсов. В годы учебы публиковала стихи – сначала в одесских газетах (1910), затем в журнале «Солнце России» (1912). Первая книга стихов «Печальное вино» вышла в 1914 в Париже.
Вернувшись в 1914 в Одессу, читала стихи на поэтических вечерах, печаталась в местных газетах и альманахах «Весенний салон поэтов» и «Скрижаль», пробовала силы как актриса и писала для театра.
Вторая книга стихов «Горькая услада» вышла в 1917 в Петрограде. В 1922, издав в Одессе поэтическую книгу «Бренные слова», Инбер переехала в Москву, где начала сотрудничать с журналами «Огонек», «Красная нива» и др. Входила в созданную поэтом И. Сельвинским группу ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), воплощая в своем поэтическом творчестве основные эстетические принципы конструктивизма: тактовый стих, локальный метод (прием, при котором главным является функциональное значение рифмуемых слов) и др. К середине 1920-х годов относятся первые прозаические опыты В.Инбер, отмеченные дневниковой непосредственностью. Так, повесть «Место под солнцем»(1928) была написана под впечатлением от агитполета по Поволжью и Прикамью. Поездке за границу посвящена книга очерков «Америка в Париже»(1928).
Журналистская работа не мешала Инбер постоянно выпускать поэтические сборники: «Цель и путь» (1925), «Мальчик с веснушками» (1926), «Сыну, которого нет»(1927), «Избранные стихи»(1933) и др. Некоторые ее стихотворные произведения («Весна в Самарканде», «Путевой дневник» (1940) и др.) также были написаны в жанре путевого дневника. Инбер написала также комедию в стихах «Союз матерей» (1938), историческую поэму «Овидий» (1939), тексты либретто для опер Д. Верди «Травиата» и Р. Планкета «Корневильские колокола». Некоторые свои произведения подписывала псевдонимами Старый Джон и Гусь Хрустальный.
Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, где ее муж работал директором 1-го Медицинского института. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Она воплощена в стихотворениях «Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука» и др., а также в ленинградском дневнике «Почти три года» (1946). Инбер выступала по радио, публиковала стихи и статьи в периодической печати, выступала в воинских частях и на заводах. Проникнутая пафосом борьбы с фашизмом поэма о блокаде «Пулковский меридиан» (1941–1943) была удостоена Государственной премии. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги «Душа Ленинграда», «О ленинградских детях», «О Ленинграде».
После войны Инбер продолжала работать в освоенных ею жанрах. Она публиковала путевые очерки («Три недели в Иране» (1946) и др.), стихотворные сборники («Путь воды» (1951) и др.). Книга «Как я была маленькая» (1954) стала классикой советской литературы для детей. Писательница продолжала создавать произведения, востребованные властью и обществом, – например книгу о Ленине «Апрель» (1960).
Новым в творчестве Инбер в конце 1950-х – начале 1960-х годов стало обращение к мемуарному жанру, в котором написаны книги «Вдохновение и мастерство» (1957), «Страницы дней перебирая...» (1967), воспоминания о М. Рыльском и А. Толстом. Инбер занималась переводами с украинского (Т. Шевченко, Рыльский и др.), переводила Ш. Петефи, Я. Райниса, И. Бехера, П. Элюара и др.
До последних лет жизни Инбер входила в руководящие органы Союза писателей, в редколлегию журнала «Знамя».