ГАУК ТОНБ
75 лет с начала строительства "Мертвой дороги"
0703. Краеведческий календарь
75 лет с начала строительства "Мертвой дороги"
75 лет с начала строительства "Мертвой дороги" - железной дороги Чум – Лабытнанги – Салехард – Ярудей – Надым – Пур - Игарка
22 апреля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству морского порта на мысе Каменный, а также начать прокладку железной дороги от Печорской магистрали к порту. Роль железной дороги первоначально сводилась к обслуживанию порта. Для производства работ 28 апреля 1947 г. было создано Северное управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство № 501, которому подчинялось управление исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ); строительство № 502 ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее сооружением порта. Начальником строительства № 501 МВД СССР был назначен В. А. Барабанов. В мае-июне 1947 г. СУЛЖДС приступило к работе. 13 мая начались земляные работы от ст. Чум в сторону будущего порта. В 1949 г. окончательно выяснилось, что мыс Каменный для приема океанских кораблей не пригоден – работы были прекращены, а 502-я стройка ликвидирована.
В 1948-49 гг. центр тяжести работ был перенесен на сооружение линии Чум – Лабытнанги. К 5 декабря 1948 г. 196 км. трассы были построены. Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 г. место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: Салехард – Игарка. 5 февраля 1949 г. ГУЛЖДС было разукрупнено, в его составе были образованы управления ИТЛ, строительства № 501 и № 503, ГУЛЖДС МВД СССР. 501-е строительство отвечало за возведение западной части трассы: Чум – Салехард – р. Пур (900 км.), а 503-е – за восточную часть: Пур – Таз – Ермаково – Игарка (600 км.). Строительства должны были двигаться навстречу друг другу и соединиться на р. Пур. Общее руководство прокладкой дороги с января 1949 по весну 1951 г. продолжал осуществлять В. А. Баранов, а с апреля 1951 – А. Н. Боровицкий. Общая длина железной дороги Салехард – Игарка должна была составить 1263 км, ¾ ее проходило по территории ЯНАО.
Дорогу строили заключенные. В 1951 г. 24% из них были политические, 18% - женщины. Тяжелые природно-климатические условия усугублялись неустроенным бытом, издевательствами со стороны охраны и уголовников, скудным и однообразным питанием.
С 1951 г. отношение к строительству линии Чум – Салехард – Игарка у власти стало меняться, темпы снизились. Летом 1952 г. произошла новая реорганизация. Аппарат 503-й был переброшен на новую стройку. Оба строительства объединили, и оно стало называться управлением ИТЛ и строительства № 501 ГУЛЖДС МВД СССР. С лета 1952 г. ему была поручена вся линия от Чума до Игарки. 25 мая 1953 г. постановлением Сов. Мин. СССР строительство № 501 было передано в ведение МПС, в сентябре 1953 г. начальником строительства был назначен А. Д. Жигин. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 г. строительство железной дороги Салехард – Игарка было прекращено и поставлено на консервацию. В 1954 г. МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка Чум – Лабытнанги, принятого в 1955 г. в постоянную эксплуатацию. Последние колонны строителей ушли с трассы в конце 1955 г. За 1947 – 1955 гг. полностью была завершена линия Чум – Салехард. На трассе Салехард – Игарка было уложено 848 км пути из 1263 запланированных. За время строительства в тундре и по берегам рек было построено 75 рабочих поселков, 35 станционных и складских помещений. Временное движение поездов открывалось до Надыма.
Общие затраты на строительство превысили 4 млрд. руб. При ликвидации реализовали оборудование и механизмы на 1 млрд. руб. Около 1 млрд. руб. стоил участок дороги Чум – Лабытнанги. На балансе МПС осталось примерно 2,2 млрд. руб. затрат на неоконченное строительство. Некоторое время действовала линия Салехард – Надым, затем и она была заброшена.