ГАУК ТОНБ
Как добраться до библиотеки будущего, обсуждают в Тюмени
0306. Библиотека в СМИ
Как добраться до библиотеки будущего, обсуждают в Тюмени
На Шестой слёт молодых библиотекарей собрались 170 представителей библиотек из муниципальных образований юга Тюменской области. Месяц назад министр культуры РФ утвердил стандарт, которому должны следовать все российские библиотеки.
Согласно исследованию Министерства культуры, современная библиотека в идеале напоминает картинки из глянцевого журнала: лаунж-зоны, книги в открытом доступе, дизайнерские диваны, мультимедийное оборудование, принтеры и другая аппаратура для самостоятельного копирования, рабочие места за компьютерами, беспроводной Интернет, залы-трансформеры, позволяющие проводить и лекции, и мастер-классы и концерты.
Новая библиотека – это не только место хранения книг, но открытая всем возможность доступа к цифровым информационным ресурсам, а также общественный центр, так называемое «третье место», где формируются клубы по интересам, обсуждаются городские новости, хранится память о прошлом местного сообщества и рождается его будущее.
На Шестой слёт молодых библиотекарей в Тюмени собралось более 170 делегатов, как из тюменских библиотек – детских, семейных, вузовских, так и из Ишима, Заводоуковска, Уватского района и других территорий юга Тюменской области. Очевидно, для многих сотрудников сельских библиотек картинка, нарисованная аналитиками Минкульта, покажется недосягаемой.
Но, верит директор Тюменской областной научной библиотеки Ольга Адамович, в будущем все черты новой модели появятся и в сёлах. Ведь ещё пятнадцать лет назад было трудно поверить, что подобные технологии могут быть реализованы даже в областной научной библиотеке, а сегодня она обладает современными ресурсами, доступными самому широкому кругу пользователей.
Во всяком случае, согласна с тюменским директором главный редактор московского журнала «Современная библиотека» Любовь Казаченкова, библиотекари должны знать о новых подходах к работе и современных технологиях и рассказывать о них читателям, даже если прямо сейчас библиотека не может приобрести, скажем, Google Glass. О современных технологиях говорить непросто, когда районная библиотека может быть оборудована, скажем, двумя компьютерами – один для сотрудников, а второй – для пользователей.
Из 497 библиотек области 411 оборудованы компьютерами, 282 обеспечены доступом к Интернету и хотя бы 21 имеют собственные сайты. При этом библиотекари, работающие как в городе, так и в сельских районах, стремятся соответствовать трём главным функциям: делать информацию на любых носителях максимально доступной, хранить традиции и местную историю, собирать вокруг себя людей для общения, культурных развлечений и самосовершенствования. Из докладов сельских библиотекарей становится ясно, что они озабочены привлечением публики – постоянно придумываются и проводятся творческие конкурсы, детские праздники, литературные встречи.
В Голышмановском районе библиотека организовала клуб писателей, члены которого даже приезжали на встречу литературного клуба «Орион», действующего при Тюменской областной научной библиотеке. В Абатском районе оформили детскую «Лужайку-Почитайку» – детскую игровую комнату привлекательную для читателей разных возрастов. В Большекрасноярской библиотеке устраивают виртуальные путешествия по городам Тюменской области, собирают газетные вырезки о жителях села, а также их рукописные воспоминания, организовали детский клуб и «Женскую лигу».
Но поскольку ежегодный прирост пользователей Интернета в России составляет всё-таки Интернет сегодня стал одним из ведущих способов общения библиотеки и 12 %, и из 147 миллионов россиян в 2015 году в Сети будет уже порядка 100 миллионов, есть повод повторить за Биллом Гейтсом афоризм о том, что если тебя нет в Интернете, то тебя вообще нет. Главный редактор журнала «Современная библиотека» провела для библиотекарей тренинг, в ходе которого они поставили себя на место журналистов и поучились взаимодействовать со средствами массовой информации, а также привела примеры интересных проектов, реализованных библиотеками страны, в том числе, при помощи страниц в соцсетях или собственных сайтов. Хасавюртовская библиотечная система устроила литературные чтения, посвящённые поэзии Расула Гамзатова в Интернете. Произведения поэта читали вслух сотрудники и читатели библиотек. Вскоре к ним присоединились люди разных стран и континентов, записавшие собственную декламацию стихов Гамзатова, причём на разных языках, а библиотека собирала и систематизировала записи, создавая уникальный сетевой ресурс и одновременно рассказывая всё большему кругу читателей о творчестве дагестанского поэта.
В Москве в библиотеках развивается популярное в Европе направление сторителлинга как способа найти контакт с читателем, вызвать его на диалог. Увлекательная история становится наживкой для читателя, говорит Любовь Казаченкова.
Библиотеки участвуют в создании гидов с информационными и музыкальными аудиофайлами, «озвучивающими» то или иное историческое место в городе. Доступ к прогулке-экскурсии можно получить как со стационарного компьютера, тогда экскурсия будет виртуальной, так и со смартфона, посредством QR-кода в режиме реального перемещения от одного пункта маршрута к другому.
Вологодская юношеская библиотека, совместно с государственной теле-радио компанией сняла серию роликов, герои которых – успешные и известные в городе люди – рассказывают о книгах, повлиявших на их жизнь. В ходе международной акции «Флешбук», прошедшей в 2012 году было создано около 90 сайтов, блогов и страниц в соцсетях, на которых авторы рассказывали о любимых книгах и литературных персонажах.
Акцию начали библиотекари, но очень скоро к ней присоединилось и большое количество читателей. Какую бы важную роль не играли в жизни современного человека цифровые технологии, выходит, что персона библиотекаря остаётся ключевой и незаменимой. «Как вернуть читателей в библиотеки? – Дать им то, что сами они сделать не могут», – говорит Любовь Казаченкова. По её мнению, библиотекарям не стоит даже пытаться конкурировать с поисковыми системами типа Google, но они должны максимально использовать свои профессиональные знания и возможности вести личный диалог с читателями: «Например, многие молодые родители не знают, что читать своим детям, только то, что помнят из своего детства.
Тут ваши знания неоценимы, рекомендательная библиография по-прежнему актуальна».
Как добраться до библиотеки будущего, обсуждают в Тюмени [Электронный ресурс] /Режим доступа http://www.vsluh.ru/news/culture/289047