ГАУК ТОНБ
95 лет назад организована Тюменская судоверфь
0703. Краеведческий календарь
95 лет назад организована Тюменская судоверфь
95 лет назад (1928) организована Тюменская судоверфь (c 1992 по 2011 гг. - ОАО «Тюменский судостроительный завод»)
История тюменского судостроения уходит своими корнями еще в первую половину XIX века. В 1838 году купцом Наумом Тюфиным был построен первый сибирский пароход «Основа». Шестью годам позже свет увидел второй пароход — «Взор». Оба судна имели деревянные корпуса и маломощные паровые двигатели. На прославленной Тюменской промышленной выставке 1871 года наибольшее внимание привлекли изделия тюменского завода Гуллета. Он производил пароходы, железные барки, паровые машины разных систем. В июне 1893 года с верфей завода сошел первый в Сибири пароход для перевозки людей — «Кормилец».
С основанием завода Гуллета начался период организованного судостроения в Тюмени. После Октябрьской революции в 1918 году вышел декрет о национализации флота, и купеческие верфи перешли в собственность государства в Обь-Иртышском бассейне.
В 1923 году для Карской экспедиции было решено осуществить постройку двух лихтеров в Тюмени. Для этих целей здесь открылось отделение Балтийского завода. После того как в Тюмени со стапелей сошли несколько судов, наконец, было принято решение о создании в городе самостоятельного судостроительного завода. Это событие произошло 5 июня 1928 года. А уже к концу первой пятилетки тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж. В 1940 году в состав верфи влился судоремонтный завод.
В годы войны на тюменскую верфь эвакуировали оборудование и сотрудников судостроительных заводов из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаева, Феодосии, Рыбинска. Завод перешел на выпуск оборонной продукции: мин, реактивных снарядов, минометов. Впоследствии было освоено производство торпедных катеров. Их выпустили около 150 штук. Десяти морякам, служившим на тюменских катерах, присвоено звание Герой Советского Союза. Труд коллектива Тюменского судостроительного завода в годы войны не раз отмечался переходящим знаменем Государственного комитета обороны СССР. Завод был награжден орденом Отечественной войны первой степени.
В 1947 году предприятие возобновило выпуск гражданской продукции. С 1947 по 1992 год было построено более 2200 судов: пассажирские и наливные, сухогрузные и буксирные теплоходы, рефрижераторы, автомобильные паромы, буксиры, танкеры, баржи различных видов. За создание плавучей электростанции «Северное сияние» тюменские судостроители были отмечены Государственной премией СССР, неоднократно получали дипломы и медали ВДНХ. За отличную работу правительство страны присвоило заводу почетное звание имени 60-летия СССР. До 1963 года предприятие называлось завод № 639, п/я 45. Свое нынешнее название «Тюменский судостроительный завод» оно получило 9 июля 1963 года постановлением Совета Министров СССР.
24 августа 1992 года предприятие перестало быть государственной собственностью и стало акционерным обществом без участия государственного капитала.
В августе 2006 года предприятие вошло в группу «Интегра». Основными направлениями деятельности многопрофильного производства было судостроение для нефтяной промышленности, изготовление металлоконструкций, товаров хозяйственно-бытового назначения и других видов изделий. Завод приступил к производству плавучего бурового комплекса по заказу РАО «Газпром», а также к модернизации нефтепромыслового оборудования для капитального ремонта нефтяных скважин. По договорам с немецким концерном BMW и американской фирмой International Dispensing Corporation Тюменский судостроительный завод оказывал услуги по ремонту автомобилей и выпускал аэрозольную продукцию на мировом уровне качества.
В 2011 году «Интегра» продала Тюменский судостроительный завод одной из крупнейших девелоперских компаний Тюмени под завода и застройку около 42,7 гектара земли многоэтажками гражданского назначения.