ГАУК ТОНБ
90 лет назад Тюменская авиагруппа начала полеты на Север области
0703. Краеведческий календарь
90 лет назад Тюменская авиагруппа начала полеты на Север области
90 лет назад (1934) тюменская авиагруппа Полярной авиации «Главсевморпути» начала полеты на Север области; был введен в эксплуатацию тюменский аэропорт (в настоящее время - аэродром для внутренних и грузовых перевозок «Плеханово»)
1934-й год в истории тюменской авиации стал ключевым годом: вблизи деревни Плеханово был построен тюменский аэропорт (в настоящее время - аэродром для внутренних и грузовых перевозок «Плеханово») и создана авиагруппа полярной авиации "Главсевморпути".
15 апреля 1934 года второй пленум обкома ВКП (б) обязал Тюменскую авиагруппу организовать полеты из Тюмени на север области. Отсюда стали осуществляться рейсы в города: Тобольск, Ханты-Мансийск (Самарово), Березово и Салехард (Обдорск). На самолетах У-2, МБР-2, Н-56, АИР-6 трудные трассы осваивали летчики К. Быков, Т. Еременко, В. Моргунов и др.
Первый полет по маршруту Тюмень-Салехард совершил пилот Василий Дмитриевич Бажан и авиатехник Анатолий Германович Фокин. Тогда самолеты садились на пустыре за железнодорожным вокзалом и на озере Андреевское, на котором был оборудован гидропорт. Командиром был Г. Г. Сердюк. Начальником аэропорта Обской линии стал летчик Николай Александрович Целебеев.
В трудных условиях проходило становление и развитие авиации. Полеты совершались при отсутствии оборудованных аэродромов, без средств связи. Тюменский аэропорт, особеннно гидропорт на озере Андреевском, был запасным на трассе Москва-Иркутск, и сюда залетали крупные самолеты, пилотируемые известными летчиками В. С. Молоковым, П. Г. Головиным.
К 1938 году Обская линия была в основном освоена. В год они перевозили до четырех тысяч пассажиров, почту. В октябре 1938 года Обскую авиалинию передали из Полярной авиации в Аэрофлот.
Огромную роль для страны сыграла тюменская авиация в годы освоения Западной Сибири и становлении топливно-энергетического комплекса.