ГАУК ТОНБ
2010-е годы XXI века в образовании
«Идут года. Растят учеников учителя…»
2010-е годы XXI века в образовании
Сегодня как в мире, так и в России существует большое количество разнообразных учебных заведений. При этом среди них много частных, обучающих по особой программе. Такое разнообразие дает возможность выбора формы приобретения образования.
Путь общества к демократии и прогрессу обусловил переход образования в сторону индивидуализации, а в дальнейшем – к социальному самоопределению.
Система образования на современном этапе включает в себя:
– совокупность учреждений дошкольного воспитания: детский сад, центр развития, детский сад – школа, образовательных школ: гимназия с 5 по 11 классы, лицей на базе профильного вуза – с 8 класса, школы с углубленным изучением – с 1 по 11 классы), школ-интернатов, детских домов, авторских, воскресных школ и т. п.;
– учреждения по воспитательной работе с детьми;
– все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования;
– органы управления образовательными учреждениями;
– государственные образовательные стандарты, которые регламентируют вместе с органами управления деятельность учреждений образования, определяют параметры всей системы образования.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила:
общеобразовательную политику России как фактора формирования нового качества экономики и общества, обладающего высоким уровнем культуры, науки и образования, модернизацию модели управления системой образования, сопоставимой с мировой практикой, создание единой образовательной информационной среды (программа «Электронная Россия»);
обновленное образование как сохранение единства социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности, сохранения в нации ее генофонда;
обеспечение равного доступа к полноценному качественному образованию – бесплатность, социально-экономическая поддержка (в том числе библиотеками);
поддержка одаренных, талантливых детей, молодежи;
получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, перечень платных услуг;
соблюдение нормативно-правовых механизмов;
комплекс мер, определяющих финансирование: введение адресных целевых выплат для малообеспеченных, кредитование, субсидирование;
управление школой: помимо родительского комитета, который решает внутренние вопросы, создается Попечительский совет как юридическое лицо, который способствует привлечению денежных средств в школу, получает реальные полномочия на управление школой. В состав входят выпускники, представители местной власти, родители, работодатели. Функции: внебюджетные средства, участие в жизни школы: качество, организация питания, внеучебной работы, контроль за бюджетными, внебюджетными средствами и т. д.;
экспериментальная обработка форм единого государственного экзамена (ЕГЭ). Положения: все выпускники сдают пять экзаменов. Обязателен для всех экзамен по математике и русскому языку, есть 3 экзамена по выбору в зависимости от профиля вуза, в который будут поступать. Школьники сдают их вне школы или в своей, но учителя этой школы не допускаются; экзаменационные билеты над контрольно-измерительными материалами готовятся в федеральном центре и присылаются в школу в специальном запечатанном пакете и вскрываются на экзамене.
Источник: