Символы России
Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры. Петр Савицкий, русский географ, культуролог
22 мая 2012 года в конференц-зале Тюменской областной научной библиотеки состоялась познавательная программа «Символы России: матрешка, балалайка, хоровод», посвященная 1150-летию зарождения Российской государственности и Дню славянской письменности и культуры. Цель программы – распространение знаний об исторической, культурной и художественной ценности неофициальных символов России.
В мероприятии приняли участие ученики 6-7 классов тюменских школ № 7, 8, 50, 15, гимназии № 83. Из увлекательного рассказа Юлии Тряскиной, специалиста библиотеки, ребята узнали историю возникновения наиболее известных и любимых в народе неофициальных символов России – матрешки, балалайки, хоровода.
Было интересным услышать три версии происхождения имени деревянной игрушки: по одной она называется так от распространенного на Руси имени Маша, Матрена, по другой – от латинского слова «mater» – мать, по третьей – от индуистской богини-матери «Матри». По сей день матрешка остается символом материнства и плодородия. Посмотрели ребята и мультипликационный фильм «Секрет матрешки» – о создании этого русского символа.
История балалайки насчитывает три столетия. По-мнению ряда исследователей, например, Якоба Штелина, известного хроникера русской музыкальной жизни, инструмент имеет славянское происхождение, другие считают, что балалайка произошла от домры. Школьникам на мероприятии представилась уникальная возможность услышать звучание этого инструмента. Исполнение балалаечниками Диной Соколовой и Данилой Семёновым, учащимися МАОУ СОШ №19, под руководством Павла Анатольевича Семёнова, отрывков из произведений Р. Глейхмана «Лирический танец», русской народной песни «Ай, все кумушки домой», музыкальной композиции Чайкина «У околицы» ребята приняли с особым восторгом. После выступления артистов участники программы познакомились с картинами художников XIX века Ф.П. Толстого, П.Е. Заболотского, Н.П. Богданова-Бельского, которые на своих полотнах изображали крестьян и детей, играющих на балалайке.
А из рассказа о хороводе ребята узнали о том, кто такая хороводница, о подготовке костюма для участия в хороводе, о том, какие сословия водили хороводы, в какие времена года и дни недели. Например, весенние хороводы – Никольские, летние начинались с Троицкой недели, а Капустянские водили в сентябре. Хороводы также нашли свое отражение в картинах известных русских художников XIX-XX веков: «Хоровод в селе» А.К. Саврасова, «Хоровод» Б.М. Кустодиева и других живописцев.