Книжно-иллюстративная выставка "Разные дороги в бездну"
В зале периодических изданий на 4 этаже открылась выставка «Разные дороги в бездну», посвященная одной из актуальных проблем – компьютерной зависимости у детей и подростков.
В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и сведения к минимуму его отрицательного влияния на здоровье ребёнка. Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Существует несколько видов компьютерной зависимости, главные из которых это интернет – аддикция и игровая зависимость. И то, и другое одинаково опасно как для физического здоровья, так и для психического.
Определить, зависим ваш ребенок от компьютера или нет, можно по следующим признакам:
• потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
• утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
• оправдание собственного поведения и пристрастия,
• важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
• ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния. Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:
• нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
• общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Важно дать понять, что виртуальное общение никогда не сможет заменить реальное, а порой способно принеси вред. Такой «суррогат» общения только затрудняет процесс вхождения во взрослую жизнь, делая подростка уязвимым и неспособным к взаимодействию с «живыми» людьми.
Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры или социальные сети не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество, чтение, кино. Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития. Таким образом, влечение к компьютеру можно направить в «полезное» русло. Практика показывает, что из таких детей потом получаются отличные специалисты, которые обучались с интересом, а не «из под палки». Конечно же, нельзя при этом называть компьютер неизбежным злом.
Многие дети пользуются компьютером, чтобы узнать, что - то новое и полезное для своего развития, ведь там есть различное множество энциклопедий и словарей на разные тематики, электронные книги, которых нет дома. С помощью компьютера можно изучать иностранные языки. Некоторые компьютерные игры обладают высоким дидактическим потенциалом, в том числе логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам.
Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Самым сильным фактором, который может уберечь подростка от пагубных привычек – это сильная духовная связь с родителями, которые учат своих детей самостоятельному выбору, определению собственных предпочтений.
Список литературы представленной на выставке:
1. Асмолов, А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / Асмолов А. Г., Цветкова Н. А., Цветков А. В. // Мир психологии. - 2004. - N 1. - С. 179-192
2. Бабаева Ю.Д.Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е, Войкунский // Психологический журнал. – 1998. - т. 19, № 1 - С. 89-100.
3. Ваш ребенок в сети… Что же с этим делать?// Домашний очаг. – 2012. - №5. – С.122-126.
4. Выгонский, С.И. Обратная сторона интернета: психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 316 с.
5. Войкунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. - №1. – С.90 – 100.
6. Друзин, В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В.Н. Друзин // Инновации в образовании. – 2011. - №5. – С. 75-82.
7. Дьяченко А. Не только «Одноклассники»…/ А. Дьяченко// Студенческий мередиан. – 2012. - №3. – С.24-27.
8. Еляков, А.Д. Реальная опасность виртуальной реальности / А.Д. Еляков // Педагогические науки. – 2011. - №1. – С.191-206.
9. Кузнецова, Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова. – Москва: URSS: ЛКИ, 2008. - 221 с.
10. Лемиш, Д. Жертвы экрана / Д. Лемиш. – Москва: Поколение, 2007. – 303с.
11. Лопатина, Т.М. Теоретические аспекты исследования зависимого поведения личности / Т.М. Лопатина // Право и образование. – 2012. – №5. – С.88-96.
12. Мураткина, Ю.Н. Развитие эффективного типа совладающего поведения как средство предупреждения компьютерной зависимости подростков / Ю. Н. Мураткина // Педагогические науки. – 2009. – №4. – С.42-45.
13. Огнева, Е. Город в «паутине» / Е.Огнева // Аргументы и факты в Западной Сибири. – 2012. - №36. – С.16
14. Тихонов, М.Н. Интернет – аддикция / М.Н. Тихонов М. М. Богословский // Энергия: экономика, техника, экология. - 2012. - N 3. - С. 74-80.
15. Фадеева, С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков/ С.В. Фадеева // Социальная педагогика. - 2012. - N 1. - С. 119-125.