Книжно-иллюстративная выставка "Искусство быть зрителем"
В Универсальном читальном зале № 1 открылась выставка «Искусство быть зрителем», посвященная западному киноискусству. В декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины.
Это была не только «движущаяся фотография» – это сама жизнь ворвалась на экран, просияла улыбкой ребёнка, прошелестела ветром в кронах деревьев, промчалась вместе с фиакром по нарядной улице Лиона. История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века, – «синема», искусство экрана. Кино.
В начале 1908 года первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии – Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд – великая фабрика грёз и столица иллюзий. Слово Hollywood образовано от английскихслов holly – остролист и wood – лес.
В 1886 г. некая Дейда Уилконс из Канзас-Сити вместе со своим мужем застолбила участок земли в окрестностях Лос-Анджелеса, назвав его Hollywood. Через несколько лет супруги стали сдавать землю в аренду, а к 1930 г. вокруг ранчо вырос целый посёлок, присоединённый к Лос-Анджелесу на правах пригорода. Первым кинематографистом, ступившим на землю Голливуда, был Уильям Зелиг, который купил часть земли, чтобы разместить на ней филиал своей чикагской кинокомпании. Самая известная и популярная в мире кинематографическая награда «Оскар» — премия Американской академии киноискусства. Первое вручение премии «Оскар» состоялось в 1929 году.
Ныне церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран мира в прямом эфире. В отличие от большинства кинофестивалей, «Оскары» вручаются по результатам всеобщего голосования членов Академии, а не по выбору жюри. Такая демократичность принесла этой кинопремии заслуженную популярность, хотя и лишила некоторой элитарности. Западное кино стало неотъемлемой составной частью так называемой «массовой культуры», заимствовав ее стереотипы, эстетические стандарты, нравственные нормы и функции.
На выставке представлены книги и периодические издания из фонда областной научной библиотеки им. Д. И. Менделеева, которые раскрывают мир западного киноискусства.
В книге Разлогова К. Мировое кино. История искусства экрана / К. Разлогов. – Москва : Эксмо, 2011. – 688 с. на огромном фактическом материале представлена история возникновения и развития кино на всех континентах. В ней прослежена эволюция выразительных средств экрана, технические метаморфозы, экономические и политические баталии кинобизнеса. Герои книги – выдающиеся кинорежиссеры и кинооператоры, великие актеры и актрисы.
Кинематограф США, на протяжении десятилетий во многом диктовавший, и по сей день диктующий, свои условия на мировом кинорынке, неизбежно приковывает к себе внимание. С чем он вступил в XXI век? На какие темы и каким языком говорит он со своим зрителем? Как реагирует на политические события? Всегда ли будут успешны картины, использующие новые технологии? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге Кино США на рубеже веков / Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева и др. – Москва : Канон+, 2012. – 480 с. Книгу Суова Дон Б. 125 запрещенных фильмов :цензурная история мирового кинематографа / Дон Б. Суова. – Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008. – 542 с. можно назвать историей американской киноцензуры. В ней рассказывается о судьбе 125 фильмов, начиная с «Рождения нации», «Голубого ангела» и заканчивая «Основным инстинктом» и «Списком Шиндлера». Все они, так или иначе, подверглись цензуре. Издание построено в форме справочника: каждому фильму посвящена отдельная статья, где даются общие сведения о картине и ее создателях, приводится сюжет фильма и история цензуры.
Из книги 501 фильм, который надо посмотреть / Пер. с англ. И. Д. Голыбиной, Л. А. Борис. – Москва : АРТ-РОДНИК, 544 с. вы узнаете о картинах с потрясающими спецэффектами, выполненными еще до эры цифровых технологий, дерзких кинематографических экспериментах, лентах, отличающихся неоднозначной социальной позицией, и выдающихся актерских работах.
Список литературы, представленной на выставке:
1. 501 фильм, который надо посмотреть / Пер. с англ. И. Д. Голыбиной, Л. А. Борис. – Москва : АРТ-РОДНИК, 544 с.
2. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. – Минск : Тесей, 2008. – 392 с.
3. Безелянский, Ю. Н. Кинозвезды : плата за успех / Ю. Н. Безелянский. – Москва : Эксмо, 2009. – 416 с.
4. Берган, Р. Кино : полная энциклопедия / Р. Берган. – Москва : Астрель, 2008. – 512 с.
5. Блэкберн, В. Роберт Паттинсон : сага о вампире / В. Блэкберн. – Москва : Эксмо, 2010. – 224 с.
6. Ветрова, Т. Н. Кинематограф Латинской Америки. Верша свою судьбу : научная монография / Т. Н. Ветрова. – Москва : Канон+, 2010. – 560 с.
7. Виноградов, В. В. Стилевые направления французского кинематографа / В. В. Виноградов. – Москва : Канон+, 2010. – 384 с.
8. Дон, Б. 125 запрещенных фильмов :цензурная история мирового кинематографа / Дон Б. Суова. – Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008. – 542 с.
9. Дунаевский, А. «Оскар»: неофициальная история премии / А. Дунаевский. – Санкт-Петербург : Амфора, 2009. – 527 с.
10. Жабский, М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.) / М. И. Жабский. – Москва : Канон+, 2009. – 775 с.
11. Карьер, К. 50 лет со дня рождения Бонда, Джеймса Бонда / К. Карьер // Преступление и наказание. – 2012. – № 10. – С. 56-59.
12. Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика : научная монография / Под. ред. М. И. Жабского. – Москва : Канон+, 2010. – 536 с.
13. Кино США : режиссерская энциклопедия / Отв. ред. Е. Н. Карцева. – Москва : Материк, 2002. – 275 с.
14. Кино США на рубеже веков / Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева и др. – Москва : Канон+, 2012. – 480 с.
15. Кучмий, В. М. Старый новый Голливуд. Т. I. / В. М. Кучмий. – Москва : Человек, 2010. – 408 с.
16. Кучмий, В. М. Старый новый Голливуд. Т. II. / В. М. Кучмий. – Москва : Человек, 2010. – 792 с.
17. Ллойд, Я. Элизабет Тейлор. Королева серебряного экрана. 1932-2011 / Я. Ллойд. – Москва : Астрель, 2012. – 144 с.
18. Маре, Ж. Жизнь актера / Ж. Маре. – Москва : Вагриус, 2001. – 310 с.
19. Мастерство продюсера кино и телевидения / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 863 с.
20. Мейр, Д. Лайза Миннелли: история жизни / Д. Мейр. – Смоленск : Русич. – 400 с.
21. Надеждин, Н. Брюс Ли: «Возвращение дракона» : биогр. рассказы / Н. Надеждин. – Москва : Майор : Осипенко, 2011. – 192 с.
22. Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой. Признания в любви / Отв. ред. Л. Незвинская. – Москва : Яуза-пресс, 2012. – 288 с.
23. Пауэлл, М. Актерское мастерство для начинающих / М. Пауэлл. – Москва : Эксмо, 2011. – 256 с.
24. Пензин, С. Н. Мир кино : учеб. пособие / С. Н. пензин. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. – 535 с.
25. Перельштейн, Р. М. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве / Р. М. Перельштейн. – Санкт-Петербург : «Центр гуманитарных инициатив», 2012. – 255 с.
26. Разлогов, К. Мировое кино. История искусства экрана / К. Разлогов. – Москва : Эксмо, 2011. – 688 с.
27. Рубинина, З. М. Проблема отображения реальности средствами искусства (на примере киноманифестов 1920-2000-х годов) / З. М. Рубинина // Обсерватория культуры. – 2012. – № 2. – С. 68-77.
28. Салкелд, О. Лени Рифеншталь / О. Салкенд. – Москва : Эксмо, 2007. – 448 с.
29. Филиппов, С. А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. А. Филиппов. – Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.
30. Фицпатрик, Л. Аватар : фантастический мир Джеймса Кэмерона / Л. Фицпатрик. – Москва : Эксмо, 2010. – 108 с.
31. Хренов, Н. А. Кино : реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. – Москва : Аграф, 2006. – 704 с.
32. Шнакенберг, Р. Тайная жизнь великих кинорежиссеров / Р. Шнакенберг. – Москва : Книжный Клуб, 2012. – 384