"Браво, Алябьев!" в Областной библиотеке
В областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева состоялась презентация сборника «Браво, Алябьев» (составитель Л.Шмаль), посвященная 430-летию Тобольска и 230-летию композитора.
Что говорит вам это имя – Александр Алябьев?
Как сказал, выступая перед собравшимися, известный тюменский журналист Юрий Переплеткин: «Я знал только три факта: Алябьев – автор знаменитого «Соловья», он родился в Тобольске, и памятник ему стоял у здания филармонии, а позднее таинственным образом исчез». О судьбе памятника позже. А вот первые два факта – и, пожалуй, только они – известны многим тюменцам и тоболякам. Считается, что Алябьев – вполне себе средней руки сочинитель, которому посчастливилось написать удачный романс, вошедший в антологию русской музыки. Автор одного произведения. Так же, как и его земляк, сказочник Петр Ершов.
И вдруг… оказывается, что это не так. Александр Алябьев, сын тобольского губернатора, по сути, стоял у истоков русской музыки и в первой четверти ХIХ века считался композитором №1 в Российской империи. Стоял на ступени, которую позже занял Михаил Глинка. И что никак нельзя назвать автором одного романса человека, который написал шесть опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180-ти романсов, множество обработок народных песен.
«Музыку г-на Алябьева хвалить не нужно, – писала газета «Московский телеграф» в мае 1829 года, – имя сего композитора ручается за достоинство его сочинений».
Об этом, а так же о том, куда и почему исчез с музыкального Олимпа талантливый композитор можно узнать из книги, которую представила на суд читателей Лидия Шмаль, руководитель творческих коллективов и объединений Совета землячества региональной общественной организации Западно-Сибирского землячества в Москве.
Фамилия Шмаль хорошо известна старшему поколению тюменцев, тем, кто много лет назад приехал осваивать просторы Тюменского Севера. Легендарный Геннадий Иосифович Шмаль – один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири, почетный работник Миннефтегазстороя СССР, почетный работник газовой промышленности.
Фамилия Шмаль хорошо известна старшему поколению тюменцев, тем, кто много лет назад приехал осваивать просторы Тюменского Севера. Легендарный Геннадий Иосифович Шмаль – один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири, почетный работник Миннефтегазстороя СССР, почетный работник газовой промышленности.
Лидия Шмаль почти 20 лет жила в Тюмени и Тобольске, работала на телевидении, радио и в газете «Тюменская правда».
Почему Алябьев? Она «открыла» для себя композитора, когда готовилась к очередному мероприятию для членов землячества. И вдруг с удивлением обнаружила, что практически нет никакой литературы об этом человеке. Даже в Ленинке (Российская национальная библиотека) по ее запросу выдали три тоненьких брошюрки 1947-го, 1952-го и 1959-го годов издания. И все. Стало обидно и захотелось узнать о жизни и творчестве земляка как можно больше.
Антология «Браво, Алябьев!» объединяет исследования жизни и творчества А.А. Алябьева двенадцати авторов. Проводились они в разное время и в разные эпохи, но вышли, по сути, из самого первого биографического опыта, сделанного музыкальным критиком Г. Тимофеевым в 1912 году.
Антология «Браво, Алябьев!» объединяет исследования жизни и творчества А.А. Алябьева двенадцати авторов. Проводились они в разное время и в разные эпохи, но вышли, по сути, из самого первого биографического опыта, сделанного музыкальным критиком Г. Тимофеевым в 1912 году.
– У него была тяжелая судьба, – рассказывает Лидия Шмаль. – Несправедливо обвиненный в убийстве, он три года провел в тюрьме и более 20 лет – в ссылках. Только в конце жизни Алябьеву разрешили вернуться в Москву, но без права появления в обществе. Но это не сломало его.
К книге прилагается диск с записями некоторых романсов композитора. Причем сделаны они не в студии, а на различных концертах.
– В Москве возвращается интерес к этому имени, – говорит Лидия Шмаль. – Идет спектакль «Игрецкое дело», где рассказ о драматической судьбе Александра Александровича сопровождается его музыкой. В апреле в Ленинке состоялся большой концерт, где исполнялись только произведения Алябьева. Интерес к Алябьеву есть, и хочется, чтобы он рос и ширился.
Ну, а теперь о памятнике.
Единственный памятник композитору Александру Алябьеву установлен в селе Рязанцы Богородского уезда (с 1929 - Щелковского района), где он жил по возвращении из ссылки.
К книге прилагается диск с записями некоторых романсов композитора. Причем сделаны они не в студии, а на различных концертах.
– В Москве возвращается интерес к этому имени, – говорит Лидия Шмаль. – Идет спектакль «Игрецкое дело», где рассказ о драматической судьбе Александра Александровича сопровождается его музыкой. В апреле в Ленинке состоялся большой концерт, где исполнялись только произведения Алябьева. Интерес к Алябьеву есть, и хочется, чтобы он рос и ширился.
Ну, а теперь о памятнике.
Единственный памятник композитору Александру Алябьеву установлен в селе Рязанцы Богородского уезда (с 1929 - Щелковского района), где он жил по возвращении из ссылки.
Ну, а тот, что исчез однажды с площади у филармонии.... Тайну эту открыл нам Юрий Переплеткин. По рассказу Владимира Волчека, одного из руководителей тюменской культурой, однажды под покровом ночи подогнали грузовик, сняли памятник с постамента и увезли его в Тобольск, где открывалось училище искусств. Там он стоит благополучно и по сей день.
P.S. Книга «Браво, Алябьев!» издано на средства семьи Шмаль. Часть тиража безвозмездно передана в библиотеки города и области.
P.S. Книга «Браво, Алябьев!» издано на средства семьи Шмаль. Часть тиража безвозмездно передана в библиотеки города и области.