Уездные училища в России XIX века
В начале XIX в. в связи с реформами Александра I начался новый этап в развитии российской школы. Итогом этих преобразований стало то, что малые народные училища подлежали преобразованию в уездные училища, ставшие одной из ступеней российской системы образования.
Они предназначались для детей низших городских слоев: ремесленников, мелких торговцев. Уездные училища имели перед собой две цели: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях и заниматься практической деятельностью. Для них был установлен двухгодичный срок обучения.
В учебном плане были представлены: Закон Божий и Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, российская грамматика, чистописание, всеобщая и русская география, всеобщая и российская история, арифметика и начала геометрии, физика и биология (естественная история), рисование и технология.
Наряду с перечисленными предметами, в уездных училищах предусматривалось преподавание латинского и немецкого языков. Однако данное условие стало соблюдаться в большинстве школ только с начала XX в. Для преподавания всех вышеназванных дисциплин училищу предписывалось иметь двух учителей. Деление учебных часов между учителями предполагалось такое: один преподавал религиозно-нравственные дисциплины, второй – общеобразовательные.
Никаких сословных ограничений для поступления в школу не было, необходимым условием было только прохождение испытания. Срок обучения в уездных училищах равнялся трем классам, каждый из которых соответствовал одному году. Однако по причине нехватки преподавателей чаще всего обучались только 2 года. Занятия здесь велись с 1 августа до 1 июля следующего года, учебная нагрузка на неделю составляла 28 часов.
В 1879 году в Тюмени открылось Александровское реальное училище. Сегодня в здании училища располагается главный корпус Государственного аграрного университета Северного Зауралья.
Источник: