02.02.2022

Этаж 1 «БиблиоStreet. ТЫ В ИГРЕ!»

Братья Гонкур — французские писатели-натуралисты Жюль де Гонкур (фр. Jules de Goncourt; 17 декабря 1830, Париж — 20 июня 1870, Париж) и Эдмон де Гонкур (фр. Edmond Huot de Goncourt, 26 мая 1822, Нанси — 16 июля 1896, Шанрозе). Братья Гонкур родились в семье провинциальных дворян. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Гонкуров заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет «le goût du bibelot». Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, братья Гонкур воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой они и дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII века. Братья Гонкур заложили основы натурализма и импрессионизма во французской литературе. Вершиной их творчества считается роман «Жермини Ласертэ» (1864) — жизнь служанки, её трагедия стали предметом исследований писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма: «Публика любит выдуманные романы; этот роман правдивое произведение. Она любит книги, герои которых делают вид, что вращаются в обществе; эта книга отражает улицу», «Пусть не ожидают найти обнаженную фотографию наслаждения; предлагаемый роман представляет клиническое исследование любви». (Предисловие к первому изданию романа «Жермени Ласертэ») По завещанию Эдмона де Гонкура, составленному в 1896 году, в 1900-м было учреждено Общество братьев Гонкур, и 21 декабря 1903 года вручена первая Гонкуровская премия – самая престижная литературная премия Франции.

Книга «###########», изданная в Париже в 1888 году является прижизненным изданием автора, украшена 55 гравюрами на отдельных листах, выполненных Дюжарданом (Dujardin) с медных пластин и 2 цветными иллюстрациями работы Квинсака (Quinsac). Все гравюры проложены защитной калькой с обозначением сюжета иллюстрации.  Несколько иллюстраций очень больших  и выполненных в разворот. Сюжеты самые разные: много портретов (в первую очередь, конечно же, самой мадам де Помпадур  - в разном возрасте и исполнении, Людовика XV, любовником которого она и являлась, её ближайшего окружения и французской аристократии того времени, её любимых собачек (да-да, пара гравюр посвящена и им)), пейзажи, архитектура, аллегорические гравюры, символика, планы местности – в общем всё, что Вы хотели знать о Франции середины XVIII века в лицах и не только.  

Образ мадам де Помпадур всегда тревожил умы литераторов и художников.

В каждой эпохе есть люди, наиболее полно её олицетворяющие и в полной мере отвечающие её духу, стилю и нравам. Лицом эпохи рококо, несомненно, является ########, урождённая Жанна Антуанетта Пуассон — фаворитка Людовика XV, сумевшая продержаться в около любвеобильного монарха целых 20 лет, цепко держа в своих холёных ручках ключ от французской казны.

Людовик славился любовью к красивым и изящным дамам, а Жанна Антуанетта, как говорят, не могла похвастаться ни ослепительной внешностью, ни особой грацией.

Судя по всему добиться благосклонности Его Величества Жанне Антуанетте удалось в большей степени искусным использованием мелодраматического сюжета о ревнивом муже и запретной страсти к недостижимому королю, чем обольстительной внешностью. Полгода потребовалось Жанне на то, чтобы король официально назвал её своей фавориткой, даровав ей титул маркизы де Помпадур. К этому времени она основательно изучила нрав Людовика, найдя его слабое место. Она освоила роль версальской Шехерезады и начала каждый вечер предлагать скучающему монарху нечто новенькое. Слава богу, король был не глуп и любил изящные искусства, поэтому маркиза потчевала его общением с представителями художественной и интеллектуальной элиты — Вольтером, Монтескье, Фрагонаром, Бушардоном, Буше, Бюффоном. Король был в восторге! О маркизе де Помпадур чаще упоминают, как о женщине, умевшей манипулировать мужчинами, владеющей секретами омоложения, мастерицей «выдавать желаемое за действительное». Однако она была и просвещённой женщиной, и убеждённой меценаткой. Она считала себя ученицей Вольтера, занималась изданием его трудов и, во многом благодаря маркизе, Вольтер стал академиком и главным историком Франции, получив звание придворного камергера. Она издавала пьесы Корнеля и труды Дидро. А для Жана д’Аламбера (известного философа, механика и математика, члена Французской и Петербургской Академий) она выхлопотала пожизненную пенсию. Маркиза изменила современную моду, введя в женский гардероб элементы мужской одежды, внедрила множество инноваций в парикмахерское искусство, изобрела новые техники макияжа, успешно играла на сцене, пела и приняла активное участие в организации знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры, распорядившись создать фабрику, не уступавшую саксонской. Король явно уважал маркизу и был ей за многое благодарен, поэтому никого особо не удивило то обстоятельство, что он даровал ей право умереть в Версале, хотя этой привилегией обладали исключительно особы королевской крови. 15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «##########, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет».

Информация о художниках:

Поль Франсуа Квинсак (Paul François Quinsac; 1858, Бордо – 1929, Бордо) – французский живописец и рисовальщик, называемый современниками «Художник изящества из Бордо» . Профессиональное художественное образование получил в частной студии Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme, 1824-1904) в Париже. Жил с 1880 по 1886 год на Монмартре. В это время Квинсак работал иллюстратором в  газете «Le Courrier-Français». С 1880 года он регулярно выставлялся в Салоне французских художников. В 1887 году Квинсак вернулся в Бордо, где сразу получил многочисленные заказы. В 1901 году он стал профессором живописи и графики в Школе изобразительных искусств в Бордо и имел множество местных учеников: Aufort, Aussy-Pintaud, Avison, Basilis, Baude, Bazé, Bégaud, Bodard, M. de Buzon, Charazac, Despujols, L. Faure, Lourtaud, Roganeau, Bissière. В 1906 году он был президентом первой выставки в Бордо «L’Atelier», которая представляла художников, скульпторов и граверов из региона, которые были горячими сторонниками академического стиля. В 1908 году стал кавалером Ордена почетного легиона. В 1925 году был принят в Национальную Академию наук, художественной литературы и искусств (National Academy of science, belles-lettres and arts) в Бордо.

Карел Дюжарден (Karel Dujardin) (1622, Амстердам — 20 ноября 1678, Венеция) —голландский живописец и гравер .Карел Дюжарден, предположительно учился у Клааса Берхема и Паулюса Поттера.Ранние жанровые работы Дюжардена частично могли быть вдохновлены красочными сценами, окружающими его в детстве.Художник родился в районе Оссенмаркт, в Амстердаме, где находится мясной рынок, на котором работал его отец, закалывая животных, чтобы потом продать их жир.Хотя до  1675г. Дюжарден не был в Италии, во многих его работах можно увидеть черты стиля, присущего художникам "бамбоччианти", среди которых позднее он и был. Он побывал в Италии и проживал в Лионе. В 1656 г. он участвовал в создании общества «Pictura» в Гааге. Позднее он некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции.Дюжарден писал в основном пейзажи Италии, на которых изображал для оживления животных, жанровые картины и изящные портреты и исторические полотна. Особенно известны его сцены из сельской жизни. Большое количество работ Дюжардена находится в Лувре и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Амстердаме, Гааге, Касселе и Берлине.В начале творчества Дюжарден предпочитал чистые золотистые цвета, а с 1660 г. он писал в холодных серебристых тонах. 52 гравюры Дюжардена являются шедеврами этого направления искусства. Превосходный рисовальщик и прекрасный колорист, Дюжарден  очень изобретателен в композиции как сельских сцен, в которых он иногда доходит до идиллии, так и в бытовых сценах, которые он писал реже, чем первые, но обнаруживал в них большую наблюдательность и даже юмор. Дюжарден   писал также портреты и даже группы людей в натуральную величину ; но эти произведения не могут идти в сравнение с меньшими картинами его специального рода. Долговременное пребывание  в Италии развило в нем вкус к блестящему колориту, но, несмотря на этот итальянский элемент его картин, он еще во многом оставался голландцем. В некоторых его картинах сказывается влияние его талантливого современника, живописца Питера Лара, жившего также в Италии.

Дюжарден зарабатывал большие деньги в Италии, но жил весьма расточительно. Переехав во Францию, он для поправления обстоятельств женился, перебрался с семьей  в Голландию, но оттуда уехал (один) опять в Италию, где оставался до конца жизни. Его произведения теперь находятся во многих музеях. В Лувре 9 его картин, в том числе "Распятие", "Шарлатан" и несколько пейзажей с животными. В Гаге, Роттердаме, Вене, Берлине, Дрездене, Копенгагене есть много его хороших картин. У нас в Эрмитаже 9 хороших картин, в том числе: «Скот на пастбище» и «Переправа через ручей».

 


Возврат к списку




  Пушкинская карта
  Министерство культуры Российской Федерации
  Правительство Тюменской области
  Культура. Национальные проекты России
  Бесплатная юридическая помощь гражданам
  Культура. Гранты России
  Волонтеры культуры
  Литературные встречи
  ЛитРес – мегамаркет электронных книг
  Официальный интернет-портал правовой информации
  Результаты независимой оценки качества
  Виртуальная экскурсия
  Polpred.com Обзор СМИ. Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
  Российская Государственная библиотека Российская Национальная библиотека
  Территория здоровья Ты сильнее
  Виртуальная справочная служба Президентская библиотека
  Культура.РФ Достояние республики
  ТОНБ в Контакте Консультации библиографа по Skype ТОНБ в Одноклассниках

Календарь событий


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1