30-е годы XX века в образовании
В 30-е годы начались серьезные изменения в области образования. Ключевые задачи: ликвидация неграмотности, детское всеобщее обучение, подготовка кадров. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял всего 27 %.
В 1932 году учебные программы были переработаны. Они начали строиться на системном и последовательном изложении учебного материала по каждому предмету. В 1933 году большая работа была проделана по созданию учебников и учебных пособий по методикам преподавания различных учебных предметов. Многие учебники и учебные пособия использовались в течение нескольких десятилетий.
Основной организационной формой учебных занятий стал урок. Большое место отводится изложению материала учителем. Используются методы: объяснение, беседа, а в старших классах – лекции. Для проведения занятий за каждым классом (тогда они назывались группой) закреплялась учебная комната.
С 1933 г. во всех школах впервые после 1918 г. были проведены переводные испытания (экзамены). С этого времени они прочно вошли в школьную жизнь.
С 1934 года учебные группы называются классами, заведующие школами – директорами, учреждена должность классных руководителей. Для всей страны установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная (4 класса – с 1 по 4), неполная средняя (7 классов – с 1 по 7), средняя (10 классов – с 1 по 10).
С 1937 г. издается журнал «Советская педагогика», сыгравший большую роль в развитии педагогической науки. С 1933 г. – журнал «Начальная школа», с 1934-го – «География в школе», «Иностранный язык в средней школе», «История в школе», «Математика в школе», «Русский язык и литература в школе» и др.
К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Источник:
https://megaobuchalka.ru/8/20572.html
https://studfile.net/preview/9569677/page:6/