80-е годы XX века в образовании
В 80-е годы тенденции в развитии школ, отечественной педагогики направлены на бюрократизацию, унификацию, тотальную идеологизацию, ориентировку на уравнительное обучение. Интересы отдельного ребенка шли в ущерб интересам коллектива. Инициатива учителей, особенно старающихся работать «по-новому», с отходом от программно-установленных требований, не поощрялась.
Массовый охват детей и подростков обязательным 10-летним школьным образованием, стремление иметь в школе высокие проценты успеваемости («процентомания») привели к тому, что многие выпускники писали с ошибками.
С 1981 г. был начат эксперимент по переходу обучения с 6-летнего возраста. На XXVI съезде КПСС говорилось, что завершен переход к обязательному 10-летнему образованию.
Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Ее цель – улучшить стиль и методы руководства; профессиональная направленность; УПК; комплексный подход в воспитании; непрерывность образования.
Предусмотренные реформой планы – слияние общего и профессионального образования – оказались неудачными, точнее, надуманными. Они усугубили кризис образования. Профессионализация общеобразовательной школы, единообразие в системе профтехобразования через создание СПТУ (средних профессиональных училищ) назывались перестройкой системы образования, но она ничем не была подкреплена. Вновь произошла чехарда с 10 и 11-летками. Введены начало обучения с 6 лет, расширение факультативов, развитие самоуправления учащихся.
В 1988 году Всесоюзный съезд работников народного образования провозгласил принципы: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, демократизация. Поддержал педагогов-новаторов, педагогику сотрудничества.
Тяга к образованию в конце 80-х годов в обстановке разочарований после вспыхнувших надежд на демократизацию, гласность резко упала. Так, в 1989 году только 10 % выпускников проявляли интерес к учебе, назвав ее социальной ценностью.
К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обязательным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госминимума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.
В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Большое расхождение было между высокими целями образования и результатами школьного образования и воспитания. Это проявилось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, ухудшении здоровья учащихся, асоциальных проявлениях в поведении.
В конце 80-х – начале 90-х годов партийно-идеологическое давление на школу и науку начало постепенно ослабевать.
Источник:
https://studfile.net/preview/9569677/page:11/