90 лет со дня рождения - Бондарчука С.Ф. 25.09.2010

90 лет со дня рождения - Бондарчука С.Ф.


Подробно: 

 

Сергей Федорович Бондарчук(1920 - 1994 гг.) - кинорежиссер, актер.

Учился в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл на сцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 г. окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948 г.). В 1948-1959 гг. работал актером, с 1959 г. -режиссером киностудии «Мосфильм ».

Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951 г., приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955), по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло в одноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956 г.) принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом.

Снимаясь много и успешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре. Его режиссерским дебютом стал фильм «Судьба человека» (1959 г.) по одноименному рассказу М. А. Шолохова, за который получил Ленинскую премию, 1960 г.,  и Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 г. и др. награды).

Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью. 

Фильм Бондарчука «Война и мир» (1965-1967 гг., по одноименному роману Л. Н. Толстого, получил почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965 г., Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965 г., премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 г. и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории. После успешного зарубежного проката «Войны и мир» Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970 г.), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

Продолжая работать и как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971 г., режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975 г., режиссера И. В. Таланкина г.), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979 г.), Монтанелли в «Оводе» (1980 г., режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 г. Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974 г.).

Фильм «Они сражались за Родину» (1975 г., по одноименному роману М. А. Шолохова, получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых, 1977 г., специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976 г.) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

В фильме «Степь» (1978 г., по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Фильм «Красные колокола» (1982 г., по книгам американского писателя Д. Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984 г., Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982 г.) не стал большой творческой удачей режиссера, как и «Борис Годунов» (1985 г., по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук также исполнил роль царя Бориса. Последней работой режиссера стал фильм «Тихий Дон» (1993 г., по одноименному роману М. А. Шолохова), поставленный в Италии.

 


Возврат к списку




  Пушкинская карта
  Министерство культуры Российской Федерации
  Правительство Тюменской области
  Культура. Национальные проекты России
  Бесплатная юридическая помощь гражданам
  Культура. Гранты России
  Волонтеры культуры
  Литературные встречи
  ЛитРес – мегамаркет электронных книг
  Официальный интернет-портал правовой информации
  Результаты независимой оценки качества
  Виртуальная экскурсия
  Polpred.com Обзор СМИ. Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
  Российская Государственная библиотека Российская Национальная библиотека
  Территория здоровья Ты сильнее
  Виртуальная справочная служба Президентская библиотека
  Культура.РФ Достояние республики
  ТОНБ в Контакте Консультации библиографа по Skype ТОНБ в Одноклассниках

Календарь событий


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1